Перейти к содержимому
Home » Дидактические модели для эффективного цифрового обучения

Дидактические модели для эффективного цифрового обучения

Алёна Луговцова  — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

Прошло две недели с момента запуска нового потока курса «Мастерская цифрового преподавания», где мы осваиваем методику эффективного дизайна онлайн-курсов и множество цифровых инструментов. Курс состоит из восьми модулей, и в этой статье я хотела бы поделиться нашим опытом работы над первым модулем, а также раскрыть важность грамотного подхода к дизайну онлайн-курсов, который не ограничивается лишь освоением цифровых инструментов.

Я уверена, что многие из нас уже осознали: цифровое обучение становится неотъемлемой частью жизни. Это не означает, что традиционное обучение исчезнет, но цифровое обучение будет занимать все большую долю на рынке образовательных услуг. По прогнозам, глобальный рынок электронного обучения достигнет отметки в 375 миллиардов долларов США к 2026 году, показывая годовой рост на уровне около 15%[i].

Онлайн-курсы становятся все более популярными, предоставляя возможность приобретения знаний и навыков без необходимости выхода из дома. Однако, создание качественного онлайн-курса требует не только выбора подходящих цифровых инструментов, но и применения дидактических моделей и рамок, таких как ADDIE, SAMR, пятиступенчатая модель Jilly Salmon и TPACK. Без этого, курс может превратиться в красивую, но бесполезную мозаику. Поэтому при создании своего курса важно не забывать о балансе между использованием цифровых инструментов и применением дидактических моделей для цифрового обучения.

ADDIE (Анализ, Проектирование, Разработка, Внедрение, Оценка) — это универсальная модель, которая может быть успешно применена в образовательных учреждениях и корпоративной среде. ADDIE позволяет настроить процесс разработки курса в соответствии с конкретным потребностям и контекстом. В образовательной сфере она может быть использована для создания учебных планов, а в корпоративной среде — для обучения персонала.

На этапе анализа проводится глубокий анализ потребностей аудитории. В образовательной сфере это помогает определить, какие конкретные знания и навыки необходимы учащимся. В бизнесе анализ помогает выявить проблемы целевой аудитории, которые обучение должно решить.

На этапе проектирования формируется структура курса. В образовательной сфере это включает выбор учебных материалов и цифровых инструментов обучения для их интеграции. В корпоративной среде — разработку цифровых обучающих модулей.

На этапе разработки создается контент и материалы для обучения. Это может включать подбор цифровых учебников или создание учебников с дополненной реальностью, презентаций, видеолекций и симуляций, заданий в интерактивных рабочих тетрадях.

После этапа внедрения начинается оценка. В образовательной сфере это может быть реализовано через цифровые тесты. В бизнесе — через симуляции и мониторинг производительности сотрудников.

Каждый уровень модели содержит ряд вопросов, на которые адукатор должен ответить на этапе разработки курса, а также на этапе его реализации. Эти вопросы помогают учесть все аспекты цифрового курса, независимо от контекста.

Модель SAMR представляет собой выдающийся инструмент для диагностики и проектирования онлайн-курсов, учитывающих интеграцию технологий. Она включает в себя четыре уровня применения цифровых инструментов в образовательном процессе:

  1. Замена (Substitution): на этом уровне цифровой инструмент просто заменяет традиционные учебные материалы без каких-либо изменений. Примером может служить замена бумажных учебников их цифровыми версиями.
  2. Дополнение (Augmentation): здесь цифровой инструмент добавляет новые функции к традиционным учебным материалам или методам обучения, которых не было в их аналоговой версии. Например, использование интерактивных онлайн-досок вместо традиционных флипчартов.
  3. Модификация (Modification): на этом уровне цифровые инструменты позволяют изменить процесс взаимодействия участников между собой и с учебными материалами, что приводит к значительным улучшениям в обучении. Примером может служить использование платформ для асинхронных дискуссий и совместного создания учебных продуктов.
  4. Переопределение (Redefinition): на этом уровне цифровые инструменты полностью трансформируют образовательный процесс, открывая новые возможности, которые были недоступны в традиционном обучении. Примером может служить использование инструментов виртуальной и дополненной реальности.

На каждом уровне модели SAMR существует множество цифровых инструментов, которые расширяют возможности обучения и выходят за рамки традиционных аудиторных результатов. Важно помнить, что при внедрении цифровых инструментов в обучение следует соблюдать определенные правила, которые модель SAMR помогает учесть. Например, нельзя строить курс, опираясь только на один уровень SAMR, так как это может перегрузить участников и преподавателя илитакже сделать процесс обучения однообразным. Важно стремиться к использованию различных уровней и обеспечивать плавный переход между ними. При проектировании онлайн-курсов с использованием модели SAMR следует стремиться к более высоким уровням (модификация и переопределение), реализуя инновационные методы обучения с использованием технологий.

Онлайн-образование представляет собой уникальную среду, и в случае недостаточного внимания к элементам онлайн коммуникации при дизайне курса, личное взаимодействие может свестись к нулю. Для преодоления этого барьера Джилли Сэлмон разработала модель пяти этапов, которая подчеркивает необходимость формирования чувства общности и поощрения сотрудничества в цифровом пространстве. Она охватывает пять ключевых этапов: обеспечение доступа, социализацию, обмен информацией, познавательную деятельность и развитие.

На первом этапе критически важно, чтобы преподаватель уделил внимание различным аспектам доступности курса для студентов, включая техническую поддержку, коммуникационные возможности и адаптацию к материалам курса.

Следующий этап, социализация, требует от преподавателя помочь студентам наладить взаимодействие между собой и с ним с помощью цифровых инструментов и ясных коммуникационных руководств.

На этапе обмена информацией преподаватель должен обучать и поддерживать студентов в использовании цифровых учебных ресурсов, в то время как студенты начинают осваивать особенности онлайн-обучения и эффективного управления временем.

Этап познавательной деятельности направлен на то, чтобы помочь студентам взять на себя ответственность за свое обучение и стать активными участниками образовательного сообщества.

Наконец, на этапе развития студенты должны достичь уровня самостоятельности, который позволит им вести смысловые дискуссии в группе.

Каждый этап этой модели предполагает определенные акценты и методы цифрового обучения. Если дизайн курса включает грамотно спланированные этапы, мотивация студентов, обусловленная эффективной онлайн-коммуникацией, будет расти с каждым шагом. Это чувство вовлеченности и принадлежности к развивающемуся образовательному сообществу значительно улучшает учебный опыт студентов и способствует достижению лучших результатов.

В рамках специализированного курса «Мастерская цифрового преподавания» участники погружаются в изучение различных дидактических моделей, предназначенных для цифрового образования. Каждая модель обладает уникальными характеристиками и требует детального анализа. Участники курса не только знакомятся с основами каждой модели, но и активно применяют их на практике, интегрируя в существующие и разрабатываемые онлайн-курсы. Дополнительно, курс предлагает изучение моделей RAT и TPACK, что позволяет преподавателям выбирать наиболее подходящие подходы для проектирования своих цифровых учебных программ.

Курс акцентирует внимание на важности понимания дидактических моделей как фундамента цифрового обучения, подчеркивая, что онлайн-курс не ограничивается лишь набором цифровых инструментов. Он представляет собой комплексный методический продукт, требующий осмысленного планирования и стратегического подхода. Избегая распространенных ошибок в проектировании, которые могут привести к разочарованию как преподавателей, так и студентов, мастерская цифрового преподавания направлена на глубокое понимание дидактических принципов и начало разработки курсов, переносимых в онлайн формат, с учетом этих принципов.

При конструировании онлайн-курсов, использование цифровых инструментов является ключевым, но их интеграция должна осуществляться в рамках выбранных дидактических моделей. Это обеспечивает создание курсов, которые не только эффективны, но и интерактивны, отвечая тем самым на запросы и ожидания студентов. Модели, такие как ADDIE, SAMR и пятиступенчатая модель Джилли Сэлмон, предоставляют необходимую структуру и системность в процессе разработки, способствуя достижению студентами высоких образовательных результатов.


[i] https://www.technavio.com/report/e-learning-market-industry-analysis