Перейти к содержимому
Home » Руководство по проведению эффективной онлайн дискуссии с помощью цифровых инструментов

Руководство по проведению эффективной онлайн дискуссии с помощью цифровых инструментов

Алёна Луговцова  - психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

В рамках третьего модуля курса “Мастерская цифрового преподавания” мы проводим детальное изучение инструментов для совместной работы в онлайн-формате. Эти инструменты включают в себя платформы для асинхронного обсуждения учебных текстов, использования чатов в образовательных целях, совместной работы над интеллект- картами, а также проведения онлайн-дискуссий.

В данной статье особое внимание уделяется методу дискуссии как одному из ключевых элементов современного образовательного процесса. Мы рассмотрим две платформы, специально разработанные для проведения дискуссий в онлайн-формате: “Tricider” и “Kialo”. Кроме этого обсудим основные принципы и правила, которые обеспечивают успешное проведение онлайн-дискуссий. Это поможет вам максимально эффективно использовать эти платформы в образовательном процессе и достичь наилучших результатов в обучении.

Руководство по проведению эффективной онлайн дискуссии с помощью цифровых инструментов

Введение в онлайн дискуссии

Онлайн-дискуссии стали неотъемлемым элементом цифрового образования, так же как традиционные дискуссии всегда были важной частью классического обучения. При переходе к онлайн-формату многие преподаватели сталкиваются с вопросом: можно ли использовать те же формы дискуссии, которые были эффективны в классическом обучении, и если да, то как это сделать?

Для организации эффективной учебной онлайн-дискуссии необходимо два ключевых компонента:

  1. Знание специализированных цифровых платформ и умение выбирать ту, которая наилучшим образом решит ваши учебные задачи.
  2. Понимание условий успешной реализации онлайн-дискуссий и умение грамотно следовать этим принципам.

Онлайн-дискуссия, как и ее классический аналог, требует активного управления со стороны инструктора, времени на подготовку и обобщение результатов. Однако, в отличие от классической дискуссии, онлайн-формат предоставляет уникальные возможности: даже застенчивые студенты могут найти время для выражения своего мнения, что способствует более глубокому диалогу между участниками группы. Таким образом, онлайн-дискуссия обладает огромным потенциалом и в некоторых аспектах даже превосходит традиционную форму обучения.

Каковы преимущества онлайн дискуссий?

Улучшение качества работы: если преподаватель четко формулирует ожидания и требования, студенты, имея время для обдумывания ответов перед публикацией, могут использовать больше ресурсов и интересных фактов, чем в обычном разговоре на ту же тему, тем самым повышая качество обсуждения.

Подготовка к дискуссии: в аудиторном обсуждении студенты могут не подготовиться или не прочитать материал, но в онлайн-дискуссиях у них всегда есть время для поиска информации и ее изучения перед публикацией ответа.

Сетевой этикет: в новом тысячелетии мы все сталкиваемся с необходимостью осваивать совершенно новый набор навыков социального общения: как вежливо обсуждать темы в онлайн-формате. Преподаватель играет ключевую роль в помощи студентам найти свой голос и личность в Интернете в вежливой и социально приемлемой манере, что способствует созданию теплого и гостеприимного учебного сообщества.

Развитие навыков письма: если преподаватель ставит высокие требования к качеству письма студентов, у них есть возможность улучшить свои навыки. Многие студенты говорят, что сначала пишут свои сообщения в текстовом редакторе, чтобы проверить грамматику и орфографию, а затем публикуют их на платформах.

Активное управление: по мере того, как преподаватель следит за дискуссиями студентов, он может заметить неправильные представления или логические ошибки и заблуждения сразу же по мере их возникновения и предложить информацию или рекомендации, необходимые студентам, чтобы оставаться на правильном пути обучения.

Равные возможности: в обычном обсуждении у каждого есть ограниченное время для разговора; как только время обсуждения закончится, дискуссия закончится. Онлайн-формат — отличное место для продолжения обсуждения, что позволяет всем студентам, даже самым застенчивым или робким, высказаться.

Глобальные связи: некоторые обсуждения проводятся на одну тему в разных группах, а иногда даже в разных странах. Такого рода глобальные онлайн-связи дают студентам возможность расширить свои культурные горизонты и развить международные связи.

Tricider — платформа для онлайн-дискуссий

Tricider — это удобный, бесплатный онлайн-сервис, который помогает преподавателям интерактивно работать с учащимися, создавать дискуссии, голосования и собирать отзывы (Рис.1).

Руководство по проведению эффективной онлайн дискуссии с помощью цифровых инструментов


Рисунок 1. Фрагмент дискуссии на платформе Tricider

Преподаватель может создавать тематические дискуссии для обсуждения определенной темы или решения конкретной проблемы. Темы могут быть как связанными с определенной предметной областью, так и шуточными, веселыми, легкими. В первом случае Tricider выполняет роль платформы для учебной дискуссии, в втором — роль ледокола, разминки, платформы для снятия напряжения в группе, когда учащиеся еще плохо знают друг друга. Студенты могут свободно выражать свое мнение, комментировать ответы других участников и обсуждать различные аспекты заданной проблемы.С помощью Tricider преподаватель может проводить опросы и голосования среди студентов. Например, можно предложить несколько вариантов ответов на вопрос и попросить учащихся выбрать наиболее подходящий вариант. Такой метод помогает поддерживать взаимодействие и активизирует учебный процесс. Преподаватель может использовать Tricider для сбора отзывов и предложений от учащихся по организации учебного процесса. Это поможет улучшить свою работу, учитывая мнение студентов и их потребности. Платформа поддерживает использование мультимедийных материалов, таких как изображения и ссылки, для более наглядного представления идей. Совместное создание презентаций, промежуточных отчетов или других проектов становится проще с помощью Tricider. Преподаватель может создать совместную доску, где студенты смогут работать в реальном времени, дополнять друг друга и обсуждать детали проекта.

Пример использования Tricider для организации дискуссии на занятиях со студентами-психологами по теме «Психологические механизмы любви»

1. Преподаватель создает дискуссию на Tricider с заголовком «Психологические механизмы любви». В описании приводит краткое введение в тему и задает вопрос, например, «Какие психологические процессы и механизмы способствуют возникновению и развитию любовных чувств у человека?»

2. Преподаватель отправляет ссылку на дискуссию студентам, которые могут регистрироваться на платформе и добавлять свои идеи, комментарии и аргументы. Система аргументов «за» и «против» полезна для структурирования обсуждения. Студенты могут размещать различные аргументы в поддержку или против определенной идеи, и использовать данную систему для представления своих аргументов четко и лаконично. Это поможет участникам более ясно выразить свое мнение и дать основания для своей позиции. Система лайков на платформе Tricider позволяет пользователям выразить поддержку определенной идеи или аргумента. В случае обсуждения темы «Психологические механизмы любви» студенты могут использовать систему лайков для выделения наиболее понравившихся им идей или аргументов. Это поможет идентифицировать наиболее значимые и интересные точки зрения, которые стоит обсудить более подробно.

3. Преподаватель может разбить обсуждение на несколько дискуссионных вопросов или подтем для более удобного взаимодействия. Например: «Как влияют механизмы инстинктов на формирование любовных отношений?» или «Какие роли играют психологические образы и стереотипы в любовных отношениях?».

4. Преподаватель может вести эту дискуссию синхронно (в режиме реального времени) или запрограммировать временной промежуток, в пределах которого студенты могут заходить на платформу и вносить свой вклад (режим асинхронной дискуссии). Студенты добавляют свои идеи, аргументы и примеры, а преподаватель следит за обсуждением, поддерживать диалог, задаёт уточняющие вопросы и анализирует полученные ответы.

5. По завершению дискуссии преподаватель может провести голосование за самую интересную точку зрения, набравшую больше всего откликов в группе, с помощью встроенной в Tricider функции, или провести общее обсуждение полученных результатов и выделить основные выводы. Важно подвести студентов к обобщению и формированию своего видения темы.

Использование платформы Tricider позволит организовать интерактивное обсуждение, позволяя студентам выразить свои мысли, обменяться мнениями и вместе прийти к новым идеям и выводам.

Kialo-edu — инновационный инструмент для структурированных онлайн дебатов

Kialo Edu предлагает уникальную возможность для проведения структурированных дебатов, обеспечивая пространство для аргументированного обмена мнениями и развития критического мышления. Это идеальное решение для тех, кто стремится повысить качество онлайн-дискуссий.

  • Многоязычная поддержка: хотя интерфейс Kialo Edu англоязычный, пользователи могут вести дискуссии на любом языке. В браузере Chrome доступна функция автоматического перевода, позволяющая перевести интерфейс на русский язык.
  • Инструменты для преподавателей: преподаватели могут создавать частные дебаты, организовывать учащихся в команды и модерировать обсуждения, предоставляя ценные отзывы и направляя исследовательскую мысль студентов.
  • Вовлечение учащихся: учащиеся могут присоединяться к дебатам без предоставления личной информации, публиковать аргументы и участвовать в динамичных обсуждениях, используя визуализации для отслеживания хода дискуссии.
  • Универсальность и практичность: Kialo Edu подходит для обсуждения широкого спектра тем, от социально-политических вопросов до анализа литературных произведений, и может использоваться для организации идей и аргументов в различных форматах.

Kialo Edu — это мощный инструмент для развития навыков аргументации и критического мышления, который будет полезен как учащимся, так и преподавателям. Он способствует формированию уважительного диалога и поддерживает аргументированные дискуссии с доказательствами и анализом. Преподаватели найдут в Kialo Edu множество опций для оценки, включая рубрики, оценивающие использование доказательств, взаимодействие с аргументами других участников и качество участия в дискуссии.

Уникальность Kialo Edu состоит еще и в том, что эта платформа использует метод аргументационного картографирования. Аргументационное картографирование представляет собой метод визуализации аргументов, который облегчает понимание их структуры и взаимосвязей. Этот подход, основанный на принципах формальной логики, позволяет ясно видеть связи между предпосылками и выводами, раскрывая неявные предположения и возможные возражения. Современные технологии, такие как платформа Kialo Edu, делают процесс создания карт аргументов более доступным и удобным.

Исследования, проведенные в университетских условиях за последние два десятилетия, подтверждают высокую эффективность аргументационного картографирования в обучении критическому мышлению. Этот метод оказывается более эффективным, чем традиционные подходы, такие как специализированные курсы по развитию критического мышления. Согласно некоторым исследованиям, образовательный эффект одного семестра обучения с использованием аргументационного картографирования сопоставим с результатами, которые обычно достигаются за три или четыре года обучения в бакалавриате. Эти выводы основываются на сравнении двух групп студентов, одна из которых обучалась с использованием аргументационного картографирования, а другая — без него. Студенты, обучавшиеся с использованием аргументационного картографирования, показали значительно лучшие результаты в тестах на критическое мышление.

Аргументационное картографирование также способствует развитию ряда дополнительных навыков, таких как рефлексивное суждение, улучшение памяти и поведения в обсуждениях. Оно способствует уважению к мнению других и развитию способности кратко и точно формулировать аргументы. Исследователи предполагают, что эффективность аргументационного картографирования заключается в том, как оно визуализирует аргументы, их компоненты и их взаимосвязи. Это упрощает процесс конструирования, понимания, анализа и критики аргументов, делая его более доступным для студентов.

Платформа Kialo Edu демонстрирует эффективность аргументационного картографирования на практике. Ее дерево дискуссии визуализирует, как аргументы поддерживают или противоречат друг другу, облегчая выявление ошибок в аргументации (Рис. 2). Интерфейс Kialo Edu также способствует критическому взаимодействию с аргументами, позволяя студентам комментировать их непосредственно и поощряя краткость (Рис. 3).

Руководство по проведению эффективной онлайн дискуссии с помощью цифровых инструментов

Рисунок 2. Визуальное отображение дебатов на платформе Kialo Edu. Синим обозначен дискуссионный тезис, зеленым – аргументы «за», красным – аргументы «против». При наведении курсора на любой из элементов, его подробности отразятся на экране.

Руководство по проведению эффективной онлайн дискуссии с помощью цифровых инструментов

Рисунок 3. Отображение дерева дискуссии на платформе Kialo Edu

Стратегии качества для эффективных онлайн дискуссий

Важность выбора подходящего цифрового инструмента для организации онлайн-дискуссий не может быть недооценена. Однако вы будете работать в цифровом пространстве, где существуют уникальные стратегии и стандарты качества для проведения обсуждений и дебатов, которые играют ключевую роль в обеспечении эффективности и продуктивности дискуссий. Поэтому при планировании процесса обсуждения крайне важно учесть эти аспекты, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность и взаимодействие участников.

При программировании дискуссии с помощью цифрового инструмента, прописывайте инструкции для обсуждения в полно, делайте их ясными и лаконичными. Например, укажите минимальное количество аргументов, которые учащемуся необходимо разместить, количество подтверждающих аргументы ссылок и четко укажите срок выполнения задания. Создайте качественный вопрос для обсуждения, требующий критического мышления для интеграции изучаемых теоретических концепций, вместо простого перечисления ответов, которые студенты могут скопировать в Интернете.

Сделайте ценность ясной. Объясните в начале курса причину и ценность асинхронных дискуссий. Если учащиеся осознают ценность, они сделают дискуссию приоритетной.

Сделайте дискуссию достойной приза. Если дискуссия не оценивается, учащиеся вряд ли будут уделять ей достаточно внимания. Сделайте так, чтобы начальные аргументы (или идеи) и ответы на них составляли адекватный процент от общей оценки. Эксперты в этой области рекомендуют, чтобы участие в дискуссиях составляло от 10 до 30% итоговой оценки.

Четко укажите требования к участию. Многие преподаватели указывают минимальное количество ответов, которые должен дать каждый студент, количество дней в неделю, когда он должен зайти на платформу и опубликовать аргументы и ответы (чтобы показать посещаемость), а также уровень качества содержания ответов (ответы типа «Я согласен» за участие не засчитываются). Очень полезно предоставить примеры того, как должен выглядеть качественный ответ. Предоставление оценочной таблицы, в которой описывается, что ожидается от студентов, и как они будут оцениваться, позволяет им оправдать ожидания преподавателя.

Поощряйте интерактивную обратную связь. Преподаватель должен указать, что для начисления баллов за участие требуется содержательная обратная связь, но обратите внимание, что не все ответы будут содержательными, и иногда все, что нам нужно сказать, это комментарий типа «Отличная работа, я согласен». Не препятствуйте такому виду положительной поддержки, просто сообщите учащимся, что им нужно будет написать определенное количество содержательных ответов. Существенная обратная связь обычно включает один или несколько следующих элементов:

• Вопросы об исходном аргументе.

• Указание (с уважением) на возможные ошибки в исходном аргументе и предложение источника информации по теме для дальнейшего обсуждения.

• Обмен ссылками, видео и другими онлайн-ресурсами по теме для расширения дальнейшего обсуждения.

• Обмен личным опытом по теме

• Уважительное несогласие, а затем разделение альтернативной точки зрения

• Использование фактов и информации для поддержки аргументов, и точек зрения

Создайте постоянное расписание обсуждений. Преподаватель может планировать даты начала и окончания дискуссий. Учащимся нужно достаточно времени на подготовку, чтобы опубликовать ответы до окончания обсуждений. Включение графика обсуждения в постоянную часть учебного плана позволяет эффективно планировать свое время.

Подавать пример. Если вы ожидаете, что студенты будут публиковать аргументы и отвечать, как минимум, три дня в неделю, то же самое следует делать и преподавателю в качестве модели. Его ответы должны быть качественными, становясь руководством к тому, что ожидается.

Пример. Всегда делайте первоначальную публикацию, которую планируете обсуждать, во вторник к полуночи, ответы — по трем дням недели, а резюмирующие посты — к вечеру воскресенья. Эти постоянные сроки выполнения неделя за неделей помогают учащимся быть организованными и способными уложиться в сроки.

Поощряйте диалоги. Не доминируйте в разговоре, управляйте учащимися, чтобы робкие чувствовали, что у них есть пространство, которым можно воспользоваться.

Соответствующий размер группы. Исследования показывают, что группы менее восьми человек, вероятно, будут стагнировать из-за отсутствия взаимодействия, но то же самое произойдет и с группами более 15 человек, поскольку студенты чувствуют себя перегруженными количеством аргументов или идей. Создавайте небольшие дискуссионные группы по 10-15 человек.

Середина и конец обсуждения; резюме. В середине обсуждения опубликуйте промежуточные выводы, сделанные на основе сообщений учащихся, а также разъясните любые неправильные представления, которые заметили в их ответах, и задайте нужное направление мысли. Опубликуйте итоги обсуждения, чтобы обобщить все основные моменты и сделать важные выводы, которые учащиеся, возможно, еще не осознали.

Онлайн-дискуссии могут служить катализатором преобразующего обучения, позволяющего расширять знания через социальное взаимодействие. В процессе такого обучения студенты сталкиваются с необходимостью пересмотреть свои представления, интегрировать новую информацию и формировать новые выводы. Создание качественных вопросов для обсуждения, способных вовлечь, предложение мыслить за рамками привычных границ, а также модерация интерактивных и содержательных онлайн-дискуссий с помощью специализированных платформ, так их как Tricider и Kialo Edu, позволяют преподавателю помочь учащимся достичь более высоких уровней обучения.