Интерактивность занятий обеспечивается за счет организации многостороннего общения, стимулирования активности учащихся и обеспечения взаимодействия между ними. Такие занятия обычно содержат пять основных элементов, четыре из которых являются обязательными, а один – факультативным.
Это следующие элементы: фокус, введение, вклад преподавателя, вклад группы и подведение итогов.
Под концентрацией внимания понимаются действия воспитателя, направленные на привлечение внимания к теме и ее актуальности для участников. В качестве фокуса можно использовать: рассказ, анекдот, видео, загадку, творческое задание и другие короткие модули, не требующие много времени (обычно фокус не занимает более 3-10 минут времени).
Во введении мы представляем тему и планируемые результаты занятий. Если это самые первые занятия, то здесь также можно познакомиться, определить цели участия в тренинге/курсе пришедших на него людей и договориться об общих правилах работы. Обычно вводный блок занимает не более 5 минут (за исключением ситуаций, когда это самые первые занятия. Тогда на введение можно потратить даже все первое занятие).
Вклад педагога – это часть занятия, в ходе которой педагог привносит новые знания (объясняет суть понятий, показывает алгоритм действий, дает задания и т. д.).
Вклад группы — этап, когда группа самостоятельно работает над построением новых знаний или приобретением нового опыта (выполнение индивидуальных или групповых заданий, мозговой штурм, дискуссии и т. д.).
Подведение итогов – этап, в ходе которого повторяются основные этапы занятия и оцениваются его результаты (на уровне знаний, умений, ценностей). Этот элемент тренинга основан на получении обратной связи от участников. Если ваши занятия длятся 1,5 часа, вам следует оставить не менее 10 минут для подведения итогов.
Это один из важнейших элементов занятий, ведь именно здесь вы сможете убедиться, насколько они были эффективны. Так что не жертвуйте этой частью на этапе планирования!
Важные замечания:
Если фокус не является обязательной частью класса, то все остальные элементы являются обязательными. Фокус и введение можно переключать. Вклад преподавателя и групповой вклад также могут чередоваться (мы можем начать с группового задания, а затем вносить новую информацию, а можем поступить наоборот). При этом на одном занятии вклад воспитателя и вклад группы могут чередоваться несколько раз.