Перейти к содержимому
Home » Новые правила и требования в сфере дополнительного образования взрослых: полезные материалы

Новые правила и требования в сфере дополнительного образования взрослых: полезные материалы

8 августа мы провели онлайн встречу “Дополнительное образование взрослых – новые правила и требования”.
Мы поговорили в целом про понятие образовательных программ, про специфику дистанционных курсов, выдачу сертификатов и справок после обучения, и про ведение учебно-программной документации: как правильно заключать договоры с учащимися. Участники смогли задать вопрос и получить объяснение от юриста.

Ниже вы найдете полезные материалы со встречи. Пользуйтесь с удовольствием!


Специфика организации дистанционной формы дополнительного образования взрослых:

Дополнительное образование взрослых может быть получено в очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной формах получения образования (Статья 16 Кодекса об образовании)

Провайдеры дополнительного образования взрослых разрабатывают и утверждают порядок реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых в онлайне, определяющий:

  • условия функционирования электронной образовательной среды при реализации образовательных программ в онлайне, в том числе используемое программное обеспечение,
  • порядок создания личного кабинета,
  • защиты и хранения информации,
  • доступа к сетевым информационным ресурсам учреждения образования, иные условия;
  • порядок верификации личности обучающегося,
  • технологию проведения прокторинга;
  • перечень учебно-методической документации, учебных и иных изданий, информационно-аналитических материалов и других компонентов электронного образовательного ресурса, необходимых для организации образовательного процесса;
  • формы учета часов учебной работы педагогических работников, учета посещаемости учебных занятий обучающимися.
    (Пункт 5 Положения о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых)

Необходимо разработать и утвердить политику в отношении обработки персональных данных обучающихся. (абз. 3 п. 3 ст. 17 Закона о защите персональных данных)

Понятие образовательных программ дополнительного образования:

Образовательные программы дополнительного образования взрослых (ст. 248 Кодекса об образовании)

  • образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
  • образовательную программу курсов целевого назначения;
  • образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.


Провайдеры дополнительного образования взрослых могут осуществлять деятельность только как субъекты хозяйствования – организации и индивидуальные предприниматели. (ч. 1 п. 19 ст. 248 Кодекса об образовании)

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности. (ч. 2 п. 4 ст. 26 Кодекса об образовании)

Выдача документов об обучении:

  1. освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
  2. освоившим содержание образовательной программы курсов целевого назначения, – в случае принятия учреждением образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, решения о его выдаче;
  3. не завершившим освоение содержания образовательной программы, но освоившим содержание модуля в полном объеме, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) – в случаях, предусмотренных образовательным стандартом и (или) учебно-программной документацией соответствующей образовательной программы.
    (п. 11 ст. 91 Кодекса об образовании)

Справка об обучении выдается лицам:
10.1. не завершившим освоение содержания образовательных программ, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении);
10.2. обучавшимся в учреждении образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, не прошедших или не подтвердивших государственную аккредитацию;
(п. 10 ст. 91 Кодекса об образовании)

Учебно-программная документация:

Обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) включает:

учебную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), которая разрабатываются и утверждаются провайдерами дополнительного образования взрослых, осуществляющими образовательную деятельность, если иное не установлено законодательными актами. (п. 8 ст. 260 Кодекса об образовании)

Курсов целевого назначения
и
образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности:

определяется провайдерами дополнительного образования самостоятельно и утверждается их руководителями, индивидуальными предпринимателями. (п. 12 ст. 260 Кодекса об образовании)

Построение договорной работы со слушателями:

Провайдеры дополнительного образования взрослых могут начинать образовательную деятельность после:
• заключения договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе;
• принятие решения (издание приказа) о приеме (зачислении) лица на образовательную программу;
(п. 2 ст. 59 Кодекса об образовании)

N.B.! Списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования, размещаются провайдером дополнительного образования взрослых, в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте. (п. 3 ст. 55 Кодекса об образовании)

Начало учебных занятий на обучающих курсах определяется сроками комплектования учебных групп. При этом учебные занятия при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых на платной основе начинаются не позднее чем через три месяца после даты заключения соответствующего договора. (1 п. 11 ст. 255 Кодекса об образовании)

  • утвержденная нормативным правовым актом типовая форма договора обязательна для сторон договора. НО в договоре можно скорректировать его условия, но в пределах, установленных типовой формой.
  • договор составляется в экземплярах по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу, вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
  • отсутствие подписанного сторонами договора не позволяет установить факт возникновения образовательных отношений. (Письмо Минобразования 13.05.2023 № 11-21/4211/дс)
  • включение в договор условия, что по соглашению сторон к личной подписи приравниваются действия сторон на сайте исполнителя, не допускается.
  • не может быть включено условие, что по соглашению сторон при совершении заказчиком определенных действий (оплата услуг и т.д.) договор будет считаться заключенным.
    (Письмо зам Минобразования С.В.Рудого)