Перейти к содержимому
Home » Fake news: наша уязвимость и приёмы работы с ней

Fake news: наша уязвимость и приёмы работы с ней

Алёна Луговцова  — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

После того как доктор философии Сэм Уайнбург, прочитал свою первую лекцию о
дезинформации в Интернете студентам старших курсов Стэнфордского университета, их
первоначальная реакция была отстраненной, а общая атмосфера была примерно такой:
«Что этот седовласый парень хочет рассказать мне об Интернете?».

Уайнбург, будучи психологом по образованию, просит студентов представить, что они
пытаются оказать помощь брату или сестре, которые переживают буллинг. Он просит их
набрать в Google ряд ключевых слов и кликнуть на один из верхних результатов. Там они
находят хорошо оформленную страницу о буллинге. На ней есть логотип, доменное имя
.org и автор с докторской степенью. Студенты соглашаются: этот сайт выглядит как
официальный источник, где можно узнать, как справиться с издевательствами.

Тогда Уайнбург просит студентов открыть новую вкладку и предлагает им ввести в
Google название организации, которая ведет эту страницу: Американский колледж
педиатров (ACPeds). Теперь в числе первых результатов Южный юридический центр по
борьбе с нищетой, который определил ACPeds как экстремистскую группу по
распространению ненависти. В Википедии тоже есть история: организация была создана
для противодействия усыновлению детей однополыми парами и пропагандирует
конверсионную терапию для ЛГБТК. Большая часть страницы о буллинге посвящена
настаиванию на том, что школы не должны проводить программы по борьбе с буллингом,
ориентированные на «особые характеристики», которые могут «соблазнить» подростков
«экспериментировать с нетипичным поведением». Но информация отформатирована и
снабжена сносками, чтобы выглядеть достоверной.

Это упражнение — реальное знакомство с идеей о том, что все, а не только наивные или
неподготовленные люди, уязвимы для дезинформации.

«Как только группа умных студентов Стэнфордского университета видит, как легко их
обманывают, как легко они попадаются на эту ерунду, они вдруг оживляются и понимают,
что им есть чему поучиться», — говорит Уайнбург. «Никто не хочет быть легкой добычей».
Уайнбург — один из многих преподавателей психологии, которые специально учат своих
студентов определять дезинформацию и фальшивые новости и объясняет разницу между
ними.

И то, и другое создает огромные проблемы в Интернете, и студенты от них не
застрахованы. «Способность свободно пользоваться устройством не означает, что вы
автоматически обладаете достаточными навыками для оценки информации, которую это
устройство предоставляет», — говорит Уайнбург.

Равная уязвимость

Возраст не имеет большого значения, когда речь идет о ложной информации, согласно
некоторым исследованиям и молодые, и пожилые люди одинаково уязвимы к
дезинформации. Исследование, проведенное психологами Джиммекой Гиллори Райт,
доктором философии из Колледжа Спелман, и Лизой Джерачи, доктором философии из
Университета Массачусетса Лоуэлл, показало, что и молодым, и пожилым людям
одинаково трудно заменить фальшивые новости на достоверные факты (Psychonomic
Bulletin & Review, Vol. 17, 2010). Участники читали отрывок с ложной информацией, которая
затем была исправлена. После исправления и молодые, и пожилые участники могли
пересказать исправленные факты. Однако все возрасты все еще придерживались
умозаключений, которые они сделали, используя первоначальную неверную
информацию.

Исследование, проведенное под руководством директора Стэнфордской группы
исторического образования Джоэла Брейкстоуна (Joel Breakstone), доктора философии, и
в соавторстве с Уайнбургом, показало, что в выборке из 3446 старшеклассников из 14
штатов большинство учащихся с трудом различали достоверную и недостоверную
информацию в Интернете (Educational Researcher, Vol. 50, No. 8, 2021). Например, только
около 3 % учащихся поняли, что сайт, претендующий на предоставление достоверной
информации об изменении климата, принадлежит компании, занимающейся добычей
ископаемого топлива. Более половины поверили вводящему в заблуждение видеоролику,
якобы демонстрирующему вброс бюллетеней на выборах в США. Исследователи
обнаружили, что студенты, как правило, использовали неэффективные методы для
принятия решения о том, стоит ли доверять интернет-источнику: Например, они очень
доверяли веб-адресам .org и принимали страницы «О нас» за чистую монету. Менее 10 %
проверяли достоверность источника с помощью простого веб-поиска.

По словам Уайнбурга, это неудивительно. В школах обычно не учат проверять факты,
несмотря на то, что подростки в среднем проводят в Интернете от 7 до 8 часов в день
(Common Sense Media, 2019). Почему мы должны ожидать, что молодые люди будут
знать, как делать то, чему их не учили?

К счастью, такого рода обучение прекрасно сочетается с учебной программой по
психологии. «Все возвращается к тому, что мы знаем о когнитивных предубеждениях,
поэтому вы можете легко связать это с психологией», — говорит Сьюзан Нолан, доктор
философии, профессор психологии в Университете Сетон Холл и президент APA Div. 2
(Общество по преподаванию психологии).

Работа с дезинформацией

Многие студенты приходят на курсы психологии с предвзятым отношением к предмету,
поэтому развенчание дезинформации и фейков легко включить в учебную программу с
самого начала. Грегори Фейст, доктор философии, профессор психологии в
Государственном университете Сан-Хосе и соавтор учебника «Психология: перспективы
и взаимосвязи” (McGraw Hill, 2022), говорит, что он и его соавтор встроили идею
подвергать сомнению информацию в формат книги, начиная каждую главу с теста по
концепциям, которые будут встречаться позже. В главе, посвященной развитию, в
викторине спрашивается, делает ли раздача конфет детей гиперактивными. Многие люди
считают, что дети, накормленные сахаром, обязательно будут «отскакивать от стен», хотя
десятилетия исследований показали, что это неправда (Wolraich, M. L., et al., JAMA, Vol.
274, No. 20, 1995). Далее в тексте развенчивается этот миф и объясняется, откуда
исследователи знают о его ложности. Фейст стремится использовать подобный подход к
занятиям, уделяя особое внимание обучению студентов тому, как взвешивать сильные и
слабые стороны исследования или аргументации и как осознавать собственные
предубеждения.

«Чем больше я преподаю, тем больше понимаю, что на самом деле речь идет о том,
чтобы научить думать, а не о том, что думать», — говорит Фейст.

На своих вводных курсах по психологии психолог Нью-Йоркского университета Джей Ван
Бавел, доктор философии, пытается привить своим студентам научный образ мышления,
в том числе терпимость к неопределенности. «Я объясняю им, что наука — это процесс»
приближения к истине, — говорит Ван Бавел, чья новая книга The Power of Us Little, Brown
Spark, 2021 рассказывает о когнитивных предубеждениях. «Таким образом, когда они
откроют The New York Times и увидят, что научное исследование, о котором они узнали
на вводном курсе психологии, было оспорено или развенчано, это не будет означать, что
вводный курс психологии был балаганом или вся область психологии является таковой».

Нолан ведет постоянный список мифов и дезинформации, связанных с психологией,
которые она преподает, чтобы обсуждать их на занятия. Представление примеров из
реального мира — распространенный прием среди преподавателей, которые
рассказывают о дезинформации. Фейст просит своих студентов найти дезинформацию и
написать статью о том, как они узнали, что этой информации нельзя доверять. Лиза
Фазио, доктор философии из Университета Вандербильта, просит студентов размещать
примеры дезинформации в учебном канале Slack, отслеживать СМИ в течение дня и
задает им письменное задание на размышление о том, откуда они получают новости,
чему они верят и почему.

Главный урок заключается в том, что никто не застрахован от того, чтобы поверить в
дезинформацию. «Мне нравится приучать к тому, что ошибаться — это нормально».

Хотя большая часть дезинформации носит политический характер, преподаватели
стараются приводить примеры из разных политических спектров, а также из
неполитических источников, чтобы не оттолкнуть студентов, которые могут иметь
сильные политические убеждения. «Одна из сложных задач — не быть гиперполитичным в
этом вопросе», — говорит Фейст.

Стратегии, построенные на доказательствах

Преподавателям, желающим вписать эти темы в свои курсы по психологии, не нужно
строить учебный план с нуля. Обсуждения этой темы можно найти на публичной
странице Div. 2 в Facebook
, а преподаватели размещают образцы учебных планов на веб
странице Open Science Framework.

Литература по эффективному развенчанию также может стать частью лекции по
дезинформации. (См. «Контроль над распространением дезинформации» в «Мониторе» за
март 2021 г.
)

Один из многообещающих методов — обучение «латеральному чтению», то есть
процессу отхода от первоисточника и поиска справочной информации о нем в других
местах. В исследовании, посвященном обучению латеральному чтению на курсах
обществоведения в колледже, докторант по психологии образования Джессика Бродски
из Городского университета Нью-Йорка и ее коллеги обнаружили, что поначалу студенты
редко занимались подобной проверкой фактов, но обучение этим стратегиям в рамках
учебной программы повысило уровень бокового чтения студентов (Cognitive Research:
Pinciples and Implications, Vol. 6, No. 23, 2021). Вайнебург, Брейкстоун и их коллеги
протестировали обучение латеральному чтению на асинхронных видеокурсах и
обнаружили, что на предварительном тестировании только 3 из 87 участников
использовали латеральное чтение, а 67 из 87 сделали это после тестирования
(Misinfomation Review, Vol. 2, No. 1, 2021).

Еще одна стратегия — это геймификация обучения. Онлайн-игра «Плохие новости»
предлагает игрокам стать «магнатами фальшивых новостей», используя фальшивые посты
в социальных сетях и эмоционально окрашенные заголовки для завоевания влияния.
Игра с юмором рассказывает о стратегиях, которые используют дезинформаторы, с
помощью серии бейджей, которые игроки могут заработать по мере создания империи
фальшивых новостей, включая награды за пародию, эмоции, поляризацию, заговор,
троллинг и дискредитацию оппонентов. Исследование, проведенное социальным
психологом, доктором философии Кембриджского университета Сандером ван дер
Линденом показало, что игра в «Плохие новости» помогает участникам лучше
распознавать фальшивые новости (Jounal of Cognition, Vol. 3, No. 1, 2020). Эффект от игры
исчезает со временем без дальнейшего вмешательства, но сохраняется в течение как
минимум 3 месяцев, если участники проходят повторное тестирование на выявление
фальшивых заголовков (Jounal of Expeimental Psychology: Applied, Vol. 27, No. 1, 2021).
Аналогичные игры, в том числе посвященная пандемии, под названием «Factitious 2020
Pandemic Edition», позволяют студентам проверить себя на умение отличать правдивое от
недостоверного.

По мере того как создатели дезинформации становятся все более подкованными, а
технологии манипулирования видео и изображениями совершенствуются, проблема
воспитания скептиков, которые, по словам Райта, не являются нигилистами, может стать
еще более серьезной. Потребуется дополнительная работа над тем, как лучше всего
бороться с изощренной дезинформацией как в системе образования, так и за ее
пределами. Но пока медицинская дезинформация усугубляет смертельность пандемии, а
политическая дезинформация дестабилизирует демократические страны, психологи
говорят, что аудитория — хорошее место для борьбы со всем этим. «Борьба с
дезинформацией — это не то, что мы можем решить сразу, — говорит Райт, — но мы
надеемся, что, повышая осведомленность, мы сможем помочь нашим студентам лучше
осознать собственную предвзятость и помочь им распознать дезинформацию, когда они
с ней сталкиваются».

Инструменты для борьбы с дезинформацией

Несколько организаций предоставляют бесплатные ресурсы для обучения выявлению
дезинформации и фальшивых новостей.

Несколько онлайн-игр посвящены этой теме, в том числе «Go Viral!» — игра, обучающая методам распространения ложной информации;

«Bad News» — еще одна игра, демонстрирующая тактику дезинформации;

Проект News Literacy Project выпускает еженедельную рассылку The Sift и предлагает
интерактивные уроки на сайте https://get.checkology.org.

First Draft News также предлагает еженедельную рассылку, посвященную глобальной
дезинформации.

The Debunking Handbook 2020 это руководство по борьбе с дезинформацией и фейками.
Оно создано Центром коммуникации Университета Джорджа Мейсона в связи с
изменением климата, но не является специфическим для климатической дезинформации.

Психологические мифы, неправды и заблуждения: Misinfomation Desk, блог журнала
Psychology Today, написанный доктором философии Сьюзан Нолан и Майклом
Кимбаллом, соединяет современные примеры дезинформации с психологическими
исследованиями.

Учебная программа Civic Online Reasoning, разработанная Стэнфордской группой
исторического образования, включает уроки и видео о том, как оценивать информацию в
Интернете.

Викторины о Fake News

Сервис Buzzfeed публикует викторины о фальшивых новостях. В каждой викторине в
одних вопросах используются измененные изображения, а в других — вырванные из
контекста картинки или цитаты.

Такое смешение двух вариантов дает вам отправную точку для дискуссии о том, что сама
по себе подлинность изображения не гарантирует правды. Контекст имеет решающее
значение.

Взгляните на фото олененка и детеныша рыси. Эта фотография в новостях была
подписана так: олененок и детеныш рыси под столом в офисном здании после пожара в
калифорнийском лесу. Спросите учащихся, что они видят на фото и что оно еще может
означать? Поощряйте формулировки вроде «это могут быть домашние животные» или
«фотография могла быть постановочной».

Когда учащиеся догадаются, настоящая это новость или фальшивая, нажмите на кнопку,
чтобы показать фотографию. Эта фотография настоящая, но она была сделана в
спасательном центре, где два малыша были размещены вместе из-за перенаселенности.
На самом деле, эта правдивая версия по-прежнему рассказывает душещипательную
историю и привлекает внимание к разрушениям, вызванным лесными пожарами. Однако
кто-то решил, что фотография произведет еще большее впечатление, если будет видно,
что животные прячутся вместе.

Fake news: наша уязвимость и приёмы работы с ней


Задания на создание собственной новости

Чтобы отточить навыки критического мышления, дайте учащимся десять минут в парах
на просмотр фотографий, связанных с реальными историями из сегодняшних новостей.
Предложите им придумать, как можно использовать реальные фотографии для создания
собственного фейкового заголовка к этим фото.

Затем аудитория может проголосовать за самую убедительную (или креативную)
фальшивую историю.

Вы также можете предложить учащимся угадать истинную историю, скрывающуюся за
фотографиями друг друга.

Обратный поиск изображений

Вы можете показать учащимся, как использовать Google для обратного поиска.
Попросите их провести обратный поиск по изображению, чтобы узнать, не было ли оно
изменено или вырвано из контекста. Это займет не больше времени, чем обычный поиск.

Страница Google, посвященная обратному поиску изображений, написана на простом
английском языке. Она достаточно проста для самостоятельного доступа учащихся даже
уровня B1 и ниже (при небольшой поддержке).

Исследования показывают, что подобные задания на понимание прочитанного, особенно,
если вы преподаете язык, повышают мотивацию учащихся и способствуют лучшему
формированию словарного запаса.

Определяйте Deepfake

Deepfake — это видео с людьми и событиями, которые выглядят и звучат реально, но на
самом деле смоделированы с помощью искусственного интеллекта ИИ.

Они создаются путем воздействия на искусственный интеллект таким количеством
фотографий и видеозаписей человека, что он может манипулировать его лицом и
произносить слова, которые он никогда не говорил. Затем голос человека может быть
синтезирован или записан имперсонатором и объединен с визуальными эффектами для
создания поддельного видео.

Покажите учащимся подборку видеороликов и попросите их предположить, какие из них
настоящие, а какие — подделка. Учащиеся могут работать в командах, при этом каждая
команда будет получать очки за правильные ответы, чтобы добавить соревновательный
элемент.

Организуйте дебаты и дискуссии

Во всем мире появляются новые законы, направленные на борьбу с фальшивыми
новостями. Ответственность правительств является предметом постоянных дебатов в
связи с появлением таких мероприятий, как Европейская конференция по фальшивым
новостям. В этом контексте вполне реально провести шуточные парламентские дебаты на
тему «Эта палата предлагает (например: минимальное наказание в виде лишения
свободы на 12 месяцев за создание или распространение фальшивых новостей)».

Если вы хотите провести дебаты в британском парламентском стиле, на YouTube есть хорошее видео о том, как познакомить учеников с этим стилем.

Вы также можете создать фейковую новость для своих учащихся в рамках темы или
предмета, который преподаете. Позаботьтесь о том, чтобы она вызвала сильный
эмоциональный отклик и звучала неоднозначно. Порассуждайте с ними о том, какие
мысли и эмоции она вызывает, почему они считают эту новость правдой? Потом
“раскройте карты” ,что это фейк и порассуждайте о том, что было бы, если бы новость
оказалась правдой? Или к чему может привести распространение такой новости? Как она
воздействует на людей психологически? А затем организуйте дебаты или
структурированную дискуссию предложив, к пример, такие вопросы:

  • Как фальшивые новости могут влиять на людей? Опасны ли они или просто забавны?
    Фальшивые новости — это современная проблема или они существовали всегда?
  • Поверили бы вы в историю об одной из ваших любимых фигур так же быстро, как в
    историю о человеке, который вам не нравится?
  • Мы верим только в то, во что хотим верить…
  • Кто виноват больше — те, кто производит фальшивые новости, те, кто им верит, или те,
    кто их распространяет?
  • Каким может быть будущее фальшивых новостей? Перестанут ли люди в конце
    концов их делать, когда мы станем лучше их распознавать? Или они будут
    продолжать становиться все более убедительными?
  • Кто несет наибольшую ответственность за прекращение распространения
    фальшивых новостей: правительства, частные лица или платформы социальных
    сетей?
  • Следует ли наказывать людей за создание или распространение фальшивых
    новостей? Если да, то при каких обстоятельствах?
  • Как вы думаете, появятся ли в будущем законы, «запрещающие» фальшивые новости?
    Насколько это практично?

Фальшивые новости — это возможность для развития критического мышления

Обсуждая фальшивые новости в аудитории, мы помогаем учащимся понять, что
истинность того, что мы сегодня читаем, стала “подвижной концепцией”.

Для преподавателей английского языка есть достаточно богатые ресурсы по работе с fake
news. Например, коллекция ресурсов BBC «Помогите своим ученикам распознать
фальшивые новости»
дает представление о процессе подготовки новостей с помощью
игры iReporter.

Существует множество других ресурсов и планов уроков, позволяющих научить учащихся
критически относиться к новостям:

TeachingEnglish предлагает упражнения для учащихся среднего звена, способствующие
осознанию фальшивых веб-статей.

Планы уроков Bookwidgets по проверке фактов и фальшивым новостям содержат рабочие
листы и дополнительные ресурсы.

Правильного ответа не существует

Некоторым учащимся может казаться, что у преподавателя есть все ответы и что на
каждый вопрос есть один правильный ответ. Сам термин «фальшивые новости» укрепляет
эту идею, поскольку подразумевает, что мы живем в бинарном мире «фальшивых» и
«правдивых» новостей.

Очень немногие источники, если таковые вообще существуют, полностью правы или
неправы. Например, либеральная и консервативная газеты могут сообщать об одной и
той же истории по-разному, в зависимости от своей политики. Они могут использовать
разные формулировки или даже выбирать факты, которые следует включить. Но разве это
фальшивые новости?

Важно признать эти серые зоны, чтобы помочь учащимся понять сложность истины как
понятия