Перейти к содержимому
Home » Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Алёна Луговцова  — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Интерактивные онлайн доски приобрели особое значение в сфере цифрового образования с переходом к виртуальному обучению после пандемии COVID-19. Очное общение и работа с флипчартом были заменены видеоконференциями и общими экранами. Такие онлайн доски как Miro, Mural, LucidSpark, FigJam предлагают множество преимуществ для цифрового обучения: увеличивают вовлеченность студентов, визуализируют концепции и идеи, позволяют в реальном времени сотрудничать и создавать учебные материалы для онлайн занятий.

В этой статье мы рассмотрим возможность использования интерактивных онлайн досок для улучшения эффективности и интерактивности онлайн обучения, обсудим функции и возможности, которые делают эти доски незаменимым инструментом в арсенале современного адукатора, а также изучим пример из практики.

Функции и возможности интерактивных досок

Цифровые доски — это современные инструменты, которые преобразуют образовательный процесс, обогащая его интерактивностью и увлекательностью. В отличие от своего предшественника, флипчарта, который служил для фиксации идей во время обсуждений, цифровые доски представляют собой более эволюционировавший инструмент.

Флипчарт можно сравнить с австралопетеком — примитивным инструментом, используемым на ранних этапах человеческой истории. Однако цифровые доски — это современные, многофункциональные инструменты, которые позволяют преподавателям и студентам взаимодействовать, создавать и делиться знаниями в виртуальной среде. Они поддерживают множество возможностей, от рисования и записи до совместной работы и визуализации сложных концепций.

Вот некоторые из их функциональных возможностей

Визуализация и интерактивность:

  • Доски позволяют отображать разнообразный контент, включая текст, таблицы, графики, изображения и видео, что значительно обогащает учебный процесс, делает его более привлекательным и интересным, что способствует лучшему усвоению материала учащимися.
  • Преподаватели и учащиеся могут писать, рисовать и манипулировать объектами на доске, что способствует активному взаимодействию и улучшает понимание материала.

Эффективность и доступность:

  • Интерактивные доски могут мгновенно отображать подготовленные материалы, экономя время адукатора и делая занятия более эффективными. Они обеспечивают яркую и четкую визуализацию, делая содержимое доступным для понимания каждому учащемуся.
  • Функция многопользовательского взаимодействия способствует групповой работе и коллаборации, позволяя командам совместно работать над проектами, создавать собственные доски, добавлять комментарии и обмениваться идеями в режиме реального времени.
  • Интерактивные доски позволяют создавать и адаптировать учебный контент под индивидуальные потребности учащихся. Преподаватели могут быстро корректировать материалы и уроки в соответствии с обратной связью от учащихся.

    Интеграция и многофункциональность:
  • Доски поддерживают интеграцию с различными платформами, такими как Zoom, Slack, Microsoft Teams, Google Drive и Jira, Google Classroom, что расширяет возможности для обучения и взаимодействия.
  • Преподаватели могут создавать интерактивные задачи, викторины и игры на цифровых досках.

Эти возможности делают интерактивные доски мощным инструментом, который способствует улучшению качества обучения и делает учебный процесс более динамичным и вовлекающим.

Интерактивные функции для повышения вовлеченности

Нередко новички в области цифрового обучения считают, что онлайн-курсы не обладают достаточной интерактивностью. В то время как большинство таких курсов до сих пор ограничивается форматом “говорящей головы”, на самом деле существует мощный инструмент, способный сделать обучение действительно вовлекающим и интерактивным — это цифровые доски.

Они позволяют учащимся взаимодействовать с материалом, визуализировать сложные концепции и активно участвовать в обсуждениях, обеспечивают максимальную интерактивность, а также удобство визуализации и обмена идеями. Важно понимать, что именно цифровые доски могут сделать онлайн-занятия действительно эффективными и вовлекающими для всех участников. За счет чего?

  • Позволяют нескольким участникам одновременно работать с одним пространством. Они могут рисовать, писать заметки, комментировать контент и даже решать задачи в режиме реального времени. Флипчарты, в свою очередь, ограничены бумагой и маркерами. Они не предоставляют такой широкий спектр функций.
  • Поддерживают различные стили обучения, в основном визуальный и аудиальный. Участники могут визуализировать, слышать и активно взаимодействовать с материалом.
  • Создают атмосферу сотрудничества и общности. Они увлекают участников и поддерживают их интерес.
  • Реализуют возможность асинхронной групповой работы. Интерактивные доски позволяют преподавателям записывать инструкции и публиковать материал для просмотра учащимися позже или взаимодействовать с ним в определенное временное окно (например, в течение нескольких дней).

Обзор популярных цифровых досок

На сегодняшний день существует большое количество цифровых досок, предназначенных для совместной работы онлайн. Вот несколько популярных платформ, которые мы изучаем в рамках курса «Мастерская цифрового преподавания 2.0»:

Miro — это онлайн-доска для совместной работы и визуального обмена идеями. Miro предоставляет сотни готовых шаблонов, включая диаграммы, ментальные карты, бизнес-модели и другие (см. Рис.1). Это позволяет быстро начинать проекты и визуализировать идеи. Интегрируется с популярными инструментами, такими как Jira, Slack, Zoom и Trello. Это обеспечивает синхронизацию работы и удобство взаимодействия. Miro можно использовать бесплатно, что включает создание трех досок, готовые шаблоны и основные интеграции. Для полноценного использования доступны платные тарифы, такие как Team, Business и Enterprise. Доступна в формате мобильного приложения для Android и iOS, десктоп-приложения для Windows или MacOS, а также на интерактивных дисплеях под управлением Windows.

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Рисунок 1. Пример шаблона Miro для обратной связи участников о курсе. Участникам предлагается зайти на шаблон, записать своё имя на стикере и перенести его на ту местность, которая больше всего отражает его эмоциональное и интеллектуальное состояние в рамках курса на данный момент. После того, как участники выполняют первую часть задания, начинается обсуждение: кто где находится, где хотел бы оказаться, и что для этого необходимо сделать.

Mural — это онлайн доска для коллективной работы над проектами и создания идей. Она предназначена для визуального обмена идеями, планирования проектов, совместной работы команды и управления процессом творческого сотрудничества (см. Рис.2). Mural доверяют 95% компаний из списка Fortune 100, а также клиенты из высокорегулируемых отраслей, таких как финансовые услуги, правительство и здравоохранение. Платформа соответствует мировым стандартам безопасности: обеспечивает высокий уровень защиты данных и конфиденциальности, что делает ее идеальным инструментом для работы с чувствительными проектами и информацией. Mural позволяет создавать уникальные визуальные доски, на которых можно работать над проектами, добавлять фотографии, видео и текстовые элементы. Вы можете быстро начать работу с сотнями встроенных шаблонов, интегрировать Mural с другими инструментами, такими как Jira, Slack и Trello. Mural обеспечивает возможность совместной работы команды над проектами в режиме реального времени. Участники могут видеть изменения друг друга, добавлять комментарии, уточнять детали и принимать решения вместе. Эта доска позволяет использовать различные инструменты для работы с идеями — от схем и мокапов до таблиц, графиков, таймера, голосования, что позволяет создавать разнообразные проекты и идеи без ограничений.

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Рисунок 2. Пример шаблона для матричного мозгового штурма на доске Mural. Работа ведется в три этапа. На первом этапе участники заходят на доску и работают с шаблоном индивидуально. Им необходимо за отведенное время (оно визуализируется таймером, которым оснащена доска) сформулировать и записать на стикерах как можно больше идей для каждого пересечения столбца и строки. Столбцы обычно олицетворяют некий аспект проекта или темы, строки – вопросы. На втором этапе участники объединяются в виртуальные группы, обсуждают имеющиеся идеи, выбирают только те, которые считают наиболее удачными и клеят соответствующий стикер во второе поле. На третьем этапе с помощью встроенной в Miro функции голосования вся группа выбирает те идеи, которые стоят воплощения в жизнь.

Padlet — это интерактивная платформа для создания досок, которая предоставляет множество возможностей для совместной работы и вовлеченности. Пользователи могут создавать заметки в виде постов, похожих на посты в Instagram, добавлять к ним изображения, видео, ссылки, аудиофайлы, задания, опросы, «лайкать» и оценивать посты по разным шкалам и многое другое (см. Рис.3). Padlet предлагает различные макеты для организации таких постов: хронология, карта, стена, холст, лента и другие. Padlet позволяет вводить описание и генерировать доску с помощью магии искусственного интеллекта. Например, у вас произошел творческий кризис, а нужно разработать на завтра новое занятие. Используя встроенный в Padlet ИИ можно получить не только уже структурированные в план занятия идеи по содержанию и групповым активностям, но и требуемый для них шаблон. Вам останется только внести свои правки, но идеи обычно выдаются на достаточно высоком уровне.

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Рисунок 3. Пример шаблона на доске Padlet. На доске представлены посты с идеями того, как платформу Padlet можно использовать в цифровом обучении. Идеи представлены с помощью шаблона «Раскадровка». Каждый пост с идеей проиллюстрирован либо картинкой, либо ссылкой на иллюстрирующее видео, другой шаблон и прочее. Задача участников – лайкнуть те идеи, которые они могут реализовать в рамках своих курсов, или оставить под постом соответствующий комментарий. 

FigJam — это недавно выпущенная цифровая доска от компании Figma, которая предназначена для совместной работы, прототипирования, создания макетов и обсуждения идей в реальном времени (см. Рис.4). FigJam предлагает широкий набор инструментов для рисования, создания макетов, добавления комментариев, эмодзи и многое другое. Она интегрируется непосредственно с платформой Figma, что позволяет без проблем переносить созданные концепции и идеи на проекты в Figma. FigJam также удобна для проведения онлайн-митингов и обсуждения дизайнерских решений.

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Рисунок 4. Пример документа на доске FigJam с двумя шаблонами для разминки. Слева шаблон для игры «Правда или ложь», справа для игры в ассоциации. Размер шаблонов легко увеличивается с помощью бегунка на правой панели.

Lucidspark — это цифровая доска от компании Lucid, предназначенная для совместной работы, проведения мозговых штурмов, разработки стратегий и креативной работы (см. Рис.5). Lucidspark позволяет пользователям создавать заметки, добавлять изображения, файлы, рисунки, использовать шаблоны для быстрого создания диаграмм, мозговых карт, логических карт и других типов документов. Одной из ключевых особенностей Lucidspark является возможность работы с командой в режиме реального времени, обмена идеями и просмотра изменений в режиме онлайн. Lucidspark также интегрируется с другими инструментами совместной работы, такими как Microsoft Teams, Slack, Google Drive и другими.

Цифровые доски для интерактивного онлайн обучения

Рисунок 5. Пример шаблона для мозгового штурма на доске LucidSpark. На первом этапе участники работают индивидуально, формулируя идеи по теме, на втором голосуют с помощью цветных крружков, выбирая наиболее интересные для практики предложения.

Пример использования в образовательном процессе

Давайте рассмотрим, как можно использовать платформу Padlet для решения учебных задач. Например, вы преподаёте психологию в университете и хотите задействовать Pаdlet для организации взаимодействия на занятии по теме «Психологические школы». Что нужно сделать?

Создание доски: вам необходимо создать отдельную доску на Padlet с названием “Психологические школы”. Она будет служить центральным местом для обсуждения и обмена идеями. В описание доски обычно размещается инструкция для цчащихся: что им необходимо сделать и каким образом.

Публикация материалов: опубликуйте на доске посты с различными материалами, такими как видео, статьи, презентации, подкасты, которые студенты могут использовать для изучения особенностей различных психологических школ. Используйте функцию «создать разделы» в любом выбранном шаблоне, чтобы категорировать посты относительно по психологическим школам, к которым они относятся.

Обсуждение: дайте студентам предварительное задание — ознакомиться со всеми материалами на доске и оставить свои вопросы, комментарии, идеи. Это может быть отличным способом для студентов выразить свое понимание материала.

Групповая работа: на самом занятии прокомментируйте выполнение задания, дайте краткое резюме по психологическим школам и ответьте на вопросы и комментарии, оставленные на доске студентами. Затем разделите класс на группы и назначьте каждой группе свою доску для обсуждения конкретной психологической школы. Это может помочь студентам глубже понять материал и научиться работать в команде.

Презентации: после завершения групповой работы, каждая группа может представить свою доску классу, обсудить свои выводы и ответить на вопросы.

Самостоятельное изучение: после занятий студенты могут продолжать использовать доску для самостоятельного изучения и обсуждения темы. По окончании работы над темой доски можно загрузить в виде pdf файла или картинки, чтобы сохранить результаты.

Цифровые интерактивные доски играют ключевую роль в модернизации образовательного процесса. Они предоставляют не только возможности для визуализации и создания контента, но и открывают новые горизонты для совместной работы и активного участия студентов. Подчеркивая функциональность и удобство применения в обучении, эти цифровые платформы демонстрируют, как технологии могут улучшить доступность и качество образования, сделав его более динамичным и интересным для учащихся.

Важно отметить, что успешное интегрирование интерактивных досок в учебный процесс требует внимания к деталям в планировании и использовании, а также готовности к обучению и адаптации новым методам преподавания. Делайте свои занятия красочными, интерактивными и вовлекающими с помощью цифровых досок! В конечном итоге, принятие и адаптация к таким инновационным инструментам не только обогатит процесс обучения, но и поспособствует развитию навыков критического мышления и творчества у студентов, что немаловажно в нынешнем быстро меняющемся мире.