Алёна Луговцова — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

Интерактивные онлайн доски приобрели особое значение в сфере цифрового образования с переходом к виртуальному обучению после пандемии COVID-19. Очное общение и работа с флипчартом были заменены видеоконференциями и общими экранами. Такие онлайн доски как Miro, Mural, LucidSpark, FigJam предлагают множество преимуществ для цифрового обучения: увеличивают вовлеченность студентов, визуализируют концепции и идеи, позволяют в реальном времени сотрудничать и создавать учебные материалы для онлайн занятий.
В этой статье мы рассмотрим возможность использования интерактивных онлайн досок для улучшения эффективности и интерактивности онлайн обучения, обсудим функции и возможности, которые делают эти доски незаменимым инструментом в арсенале современного адукатора, а также изучим пример из практики.
Функции и возможности интерактивных досок
Цифровые доски — это современные инструменты, которые преобразуют образовательный процесс, обогащая его интерактивностью и увлекательностью. В отличие от своего предшественника, флипчарта, который служил для фиксации идей во время обсуждений, цифровые доски представляют собой более эволюционировавший инструмент.
Флипчарт можно сравнить с австралопетеком — примитивным инструментом, используемым на ранних этапах человеческой истории. Однако цифровые доски — это современные, многофункциональные инструменты, которые позволяют преподавателям и студентам взаимодействовать, создавать и делиться знаниями в виртуальной среде. Они поддерживают множество возможностей, от рисования и записи до совместной работы и визуализации сложных концепций.
Вот некоторые из их функциональных возможностей
Визуализация и интерактивность:
- Доски позволяют отображать разнообразный контент, включая текст, таблицы, графики, изображения и видео, что значительно обогащает учебный процесс, делает его более привлекательным и интересным, что способствует лучшему усвоению материала учащимися.
- Преподаватели и учащиеся могут писать, рисовать и манипулировать объектами на доске, что способствует активному взаимодействию и улучшает понимание материала.
Эффективность и доступность:
- Интерактивные доски могут мгновенно отображать подготовленные материалы, экономя время адукатора и делая занятия более эффективными. Они обеспечивают яркую и четкую визуализацию, делая содержимое доступным для понимания каждому учащемуся.
- Функция многопользовательского взаимодействия способствует групповой работе и коллаборации, позволяя командам совместно работать над проектами, создавать собственные доски, добавлять комментарии и обмениваться идеями в режиме реального времени.
- Интерактивные доски позволяют создавать и адаптировать учебный контент под индивидуальные потребности учащихся. Преподаватели могут быстро корректировать материалы и уроки в соответствии с обратной связью от учащихся.
Интеграция и многофункциональность: - Доски поддерживают интеграцию с различными платформами, такими как Zoom, Slack, Microsoft Teams, Google Drive и Jira, Google Classroom, что расширяет возможности для обучения и взаимодействия.
- Преподаватели могут создавать интерактивные задачи, викторины и игры на цифровых досках.
Эти возможности делают интерактивные доски мощным инструментом, который способствует улучшению качества обучения и делает учебный процесс более динамичным и вовлекающим.
Интерактивные функции для повышения вовлеченности
Нередко новички в области цифрового обучения считают, что онлайн-курсы не обладают достаточной интерактивностью. В то время как большинство таких курсов до сих пор ограничивается форматом “говорящей головы”, на самом деле существует мощный инструмент, способный сделать обучение действительно вовлекающим и интерактивным — это цифровые доски.
Они позволяют учащимся взаимодействовать с материалом, визуализировать сложные концепции и активно участвовать в обсуждениях, обеспечивают максимальную интерактивность, а также удобство визуализации и обмена идеями. Важно понимать, что именно цифровые доски могут сделать онлайн-занятия действительно эффективными и вовлекающими для всех участников. За счет чего?
- Позволяют нескольким участникам одновременно работать с одним пространством. Они могут рисовать, писать заметки, комментировать контент и даже решать задачи в режиме реального времени. Флипчарты, в свою очередь, ограничены бумагой и маркерами. Они не предоставляют такой широкий спектр функций.
- Поддерживают различные стили обучения, в основном визуальный и аудиальный. Участники могут визуализировать, слышать и активно взаимодействовать с материалом.
- Создают атмосферу сотрудничества и общности. Они увлекают участников и поддерживают их интерес.
- Реализуют возможность асинхронной групповой работы. Интерактивные доски позволяют преподавателям записывать инструкции и публиковать материал для просмотра учащимися позже или взаимодействовать с ним в определенное временное окно (например, в течение нескольких дней).
Обзор популярных цифровых досок
На сегодняшний день существует большое количество цифровых досок, предназначенных для совместной работы онлайн. Вот несколько популярных платформ, которые мы изучаем в рамках курса «Мастерская цифрового преподавания 2.0»:
Miro — это онлайн-доска для совместной работы и визуального обмена идеями. Miro предоставляет сотни готовых шаблонов, включая диаграммы, ментальные карты, бизнес-модели и другие (см. Рис.1). Это позволяет быстро начинать проекты и визуализировать идеи. Интегрируется с популярными инструментами, такими как Jira, Slack, Zoom и Trello. Это обеспечивает синхронизацию работы и удобство взаимодействия. Miro можно использовать бесплатно, что включает создание трех досок, готовые шаблоны и основные интеграции. Для полноценного использования доступны платные тарифы, такие как Team, Business и Enterprise. Доступна в формате мобильного приложения для Android и iOS, десктоп-приложения для Windows или MacOS, а также на интерактивных дисплеях под управлением Windows.

Рисунок 1. Пример шаблона Miro для обратной связи участников о курсе. Участникам предлагается зайти на шаблон, записать своё имя на стикере и перенести его на ту местность, которая больше всего отражает его эмоциональное и интеллектуальное состояние в рамках курса на данный момент. После того, как участники выполняют первую часть задания, начинается обсуждение: кто где находится, где хотел бы оказаться, и что для этого необходимо сделать.
Mural — это онлайн доска для коллективной работы над проектами и создания идей. Она предназначена для визуального обмена идеями, планирования проектов, совместной работы команды и управления процессом творческого сотрудничества (см. Рис.2). Mural доверяют 95% компаний из списка Fortune 100, а также клиенты из высокорегулируемых отраслей, таких как финансовые услуги, правительство и здравоохранение. Платформа соответствует мировым стандартам безопасности: обеспечивает высокий уровень защиты данных и конфиденциальности, что делает ее идеальным инструментом для работы с чувствительными проектами и информацией. Mural позволяет создавать уникальные визуальные доски, на которых можно работать над проектами, добавлять фотографии, видео и текстовые элементы. Вы можете быстро начать работу с сотнями встроенных шаблонов, интегрировать Mural с другими инструментами, такими как Jira, Slack и Trello. Mural обеспечивает возможность совместной работы команды над проектами в режиме реального времени. Участники могут видеть изменения друг друга, добавлять комментарии, уточнять детали и принимать решения вместе. Эта доска позволяет использовать различные инструменты для работы с идеями — от схем и мокапов до таблиц, графиков, таймера, голосования, что позволяет создавать разнообразные проекты и идеи без ограничений.

Рисунок 2. Пример шаблона для матричного мозгового штурма на доске Mural. Работа ведется в три этапа. На первом этапе участники заходят на доску и работают с шаблоном индивидуально. Им необходимо за отведенное время (оно визуализируется таймером, которым оснащена доска) сформулировать и записать на стикерах как можно больше идей для каждого пересечения столбца и строки. Столбцы обычно олицетворяют некий аспект проекта или темы, строки – вопросы. На втором этапе участники объединяются в виртуальные группы, обсуждают имеющиеся идеи, выбирают только те, которые считают наиболее удачными и клеят соответствующий стикер во второе поле. На третьем этапе с помощью встроенной в Miro функции голосования вся группа выбирает те идеи, которые стоят воплощения в жизнь.
Padlet — это интерактивная платформа для создания досок, которая предоставляет множество возможностей для совместной работы и вовлеченности. Пользователи могут создавать заметки в виде постов, похожих на посты в Instagram, добавлять к ним изображения, видео, ссылки, аудиофайлы, задания, опросы, «лайкать» и оценивать посты по разным шкалам и многое другое (см. Рис.3). Padlet предлагает различные макеты для организации таких постов: хронология, карта, стена, холст, лента и другие. Padlet позволяет вводить описание и генерировать доску с помощью магии искусственного интеллекта. Например, у вас произошел творческий кризис, а нужно разработать на завтра новое занятие. Используя встроенный в Padlet ИИ можно получить не только уже структурированные в план занятия идеи по содержанию и групповым активностям, но и требуемый для них шаблон. Вам останется только внести свои правки, но идеи обычно выдаются на достаточно высоком уровне.

Рисунок 3. Пример шаблона на доске Padlet. На доске представлены посты с идеями того, как платформу Padlet можно использовать в цифровом обучении. Идеи представлены с помощью шаблона «Раскадровка». Каждый пост с идеей проиллюстрирован либо картинкой, либо ссылкой на иллюстрирующее видео, другой шаблон и прочее. Задача участников – лайкнуть те идеи, которые они могут реализовать в рамках своих курсов, или оставить под постом соответствующий комментарий.
FigJam — это недавно выпущенная цифровая доска от компании Figma, которая предназначена для совместной работы, прототипирования, создания макетов и обсуждения идей в реальном времени (см. Рис.4). FigJam предлагает широкий набор инструментов для рисования, создания макетов, добавления комментариев, эмодзи и многое другое. Она интегрируется непосредственно с платформой Figma, что позволяет без проблем переносить созданные концепции и идеи на проекты в Figma. FigJam также удобна для проведения онлайн-митингов и обсуждения дизайнерских решений.

Рисунок 4. Пример документа на доске FigJam с двумя шаблонами для разминки. Слева шаблон для игры «Правда или ложь», справа для игры в ассоциации. Размер шаблонов легко увеличивается с помощью бегунка на правой панели.
Lucidspark — это цифровая доска от компании Lucid, предназначенная для совместной работы, проведения мозговых штурмов, разработки стратегий и креативной работы (см. Рис.5). Lucidspark позволяет пользователям создавать заметки, добавлять изображения, файлы, рисунки, использовать шаблоны для быстрого создания диаграмм, мозговых карт, логических карт и других типов документов. Одной из ключевых особенностей Lucidspark является возможность работы с командой в режиме реального времени, обмена идеями и просмотра изменений в режиме онлайн. Lucidspark также интегрируется с другими инструментами совместной работы, такими как Microsoft Teams, Slack, Google Drive и другими.

Рисунок 5. Пример шаблона для мозгового штурма на доске LucidSpark. На первом этапе участники работают индивидуально, формулируя идеи по теме, на втором голосуют с помощью цветных крружков, выбирая наиболее интересные для практики предложения.
Пример использования в образовательном процессе
Давайте рассмотрим, как можно использовать платформу Padlet для решения учебных задач. Например, вы преподаёте психологию в университете и хотите задействовать Pаdlet для организации взаимодействия на занятии по теме «Психологические школы». Что нужно сделать?
Создание доски: вам необходимо создать отдельную доску на Padlet с названием “Психологические школы”. Она будет служить центральным местом для обсуждения и обмена идеями. В описание доски обычно размещается инструкция для цчащихся: что им необходимо сделать и каким образом.
Публикация материалов: опубликуйте на доске посты с различными материалами, такими как видео, статьи, презентации, подкасты, которые студенты могут использовать для изучения особенностей различных психологических школ. Используйте функцию «создать разделы» в любом выбранном шаблоне, чтобы категорировать посты относительно по психологическим школам, к которым они относятся.
Обсуждение: дайте студентам предварительное задание — ознакомиться со всеми материалами на доске и оставить свои вопросы, комментарии, идеи. Это может быть отличным способом для студентов выразить свое понимание материала.
Групповая работа: на самом занятии прокомментируйте выполнение задания, дайте краткое резюме по психологическим школам и ответьте на вопросы и комментарии, оставленные на доске студентами. Затем разделите класс на группы и назначьте каждой группе свою доску для обсуждения конкретной психологической школы. Это может помочь студентам глубже понять материал и научиться работать в команде.
Презентации: после завершения групповой работы, каждая группа может представить свою доску классу, обсудить свои выводы и ответить на вопросы.
Самостоятельное изучение: после занятий студенты могут продолжать использовать доску для самостоятельного изучения и обсуждения темы. По окончании работы над темой доски можно загрузить в виде pdf файла или картинки, чтобы сохранить результаты.
Цифровые интерактивные доски играют ключевую роль в модернизации образовательного процесса. Они предоставляют не только возможности для визуализации и создания контента, но и открывают новые горизонты для совместной работы и активного участия студентов. Подчеркивая функциональность и удобство применения в обучении, эти цифровые платформы демонстрируют, как технологии могут улучшить доступность и качество образования, сделав его более динамичным и интересным для учащихся.
Важно отметить, что успешное интегрирование интерактивных досок в учебный процесс требует внимания к деталям в планировании и использовании, а также готовности к обучению и адаптации новым методам преподавания. Делайте свои занятия красочными, интерактивными и вовлекающими с помощью цифровых досок! В конечном итоге, принятие и адаптация к таким инновационным инструментам не только обогатит процесс обучения, но и поспособствует развитию навыков критического мышления и творчества у студентов, что немаловажно в нынешнем быстро меняющемся мире.