Перейти к содержимому
Home » Публикации » Инклюзивность, как инструмент повышения доступности сферы неформального образования Беларуси для лиц с инвалидностью

Инклюзивность, как инструмент повышения доступности сферы неформального образования Беларуси для лиц с инвалидностью

Вовлечение людей с инвалидностью в программы неформального образования в Беларуси пока не носит системный характер. Имеются отдельные успешные практики (проект ОО «БелАПДИиМИ» «Ясный язык», Школа «Инклюзивный бариста», обучение незрячих людей в рамках деятельности учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека» и др.). В связи с этим видится важным опубликовать пособие с рекомендациями по внедрению инклюзивного подхода в деятельность белорусских НКО которое было подготовлено в 2014 году и материалы которого остаются актуальными до настоящего времени.

Брошюра была подготовлена командой экспертов из числа белорусских специалистов в сфере неформального и формального образования, которые имеют опыт работы с людьми с инвалидностью. Команда экспертов поставила перед собой цель совместно разработать текст рекомендаций по внедрению инклюзивного подхода в деятельность белорусских некоммерческих организаций, внедрение которых в деятельность образовательных организаций, увеличит вовлеченность людей с особенностями психофизического развития в программы неформального образования в белорусских условиях.

Приступая к изучению феномена инклюзивности, партнеры исходили из убеждения, что именно через неформальное образование можно формировать инклюзивное мышление у населения страны и способствовать внедрению этой передовой мировой концепции.

В связи с тем, что проблема доступности программ неформального образования для людей с инвалидностью является комплексной проблемой, которая имеет отношение к работке общественных организаций, государственных учреждений и бизнес-организаций, текст рекомендаций по инклюзии должен был отображать широкий спектр вопросов, касающихся различных категорий людей с инвалидностью.

Организаторы предполагали, что брошюра по инклюзии станет первым в Беларуси пособием для специалистов сферы неформального образования – тренеров, менеджеров, координаторов проектов и руководителей общественных, государственных и коммерческих организаций, организующих программы неформального образования. Рекомендации по инклюзии помогут провайдерам образовательных услуг сделать их деятельность более инклюзивной.

Результатом работы группы экспертов стала разработка рекомендаций по включению людей с инвалидностью в программы неформального образования, а также структуры будущей брошюры. В общий документ по инклюзии вошли статьи с описанием условий, которые важно соблюдать при организации просветительской (и не только) работы с людьми, имеющими проблемы с опорно-двигательной системой, слухом, зрением, а также особенности ментального развития. Отдельной статьей был описан зарубежный опыт использования инклюзивных подходов в работе с людьми с инвалидностью. Написанные экспертами тексты «сведены» в один документ с общей структурой и логикой.

В статьях, представленных в брошюре, акцент сделан на прикладной характер рекомендаций и доступность их внедрения белорусскую практику организаций сферы неформального образования, а также государственных образовательных учреждений и образовательных бизнес-организаций страны. В рекомендациях также даны ссылки на некоторые успешные примеры (cases) инклюзивности. Печатная версия брошюры была издана в 2014 году.

Разработчики брошюры предполагали, что создание данного информационного продукта позволит увеличить доступность и улучшить качество программ неформального образования для уязвимых групп населения и увеличит вовлеченность людей с инвалидностью в деятельность организаций неформального образования. Это могло увеличить общественную поддержку организаций неформального образования и повысить лояльность к ним со стороны населения.

Электронная версия брошюры по инклюзии неформального образования:

Дополнительные материалы по теме инклюзии образования:

Брошюра «Без барьеров, без границ» (текст на русском языке)

Специалисты, интересующиеся темой инклюзии неформального образования могут ознакомиться с текстом брошюры «Без барьеров, без границ», разработанной Ресурсным центром SALTO ИНТЕГРАЦИЯ, которая объясняет, как подготовить к проекту молодых людей с инвалидностью и без.

Брошюра «Без барьеров, без границ» дает конкретные советы и подсказки, которые помогут молодежным лидерам и организаторам облегчить проведение разноуровневых проектов. Брошюра также рассматривает ряд вопросов, связанных с поездками, и даёт рекомендации о том, как адаптировать учебную программу к разным потребностям участников. 

T-Kit 8: «Социальная интеграция» (текст на английском языке)

Этот пересмотренный T-Kit для тренеров и молодежных работников, приверженных работе по вовлечению всех и направлен на то, чтобы вооружить практиков молодежной работы широкими знаниями о концепциях социальной изоляции и интеграции, а также о вещах, которые следует учитывать при участии в молодежной работе с молодыми людьми с меньшими возможностями. Практическая часть T-Kit включает в себя ряд проектов, подходов и мероприятий, направленных на стимулирование молодежных работников, охватывающих пять «А»: 1. Осведомленность о реалиях социальной изоляции, 2. Доступ к расширяющим возможности и инклюзивным мероприятиям, 3. Механизмы действий и поддержки для интеграции, 4. Аккредитация и признание опыта, прогресса и достижений и 5. Продвижение, закладывая поддерживающие шаги к включению.