Профессиональные компетенции состоят из профессиональных знаний, владения методами, а также навыков, позволяющих справляться с профессиональными задачами. Существует два типа профессиональных знаний:
— Базовые и специальные знания в конкретной области;
— Общая эрудиция, которая позволяет интегрировать знания и использовать их в более широком контексте.
Методологическая компетентность включает в себя владение знаниями и умениями, полезными независимо от конкретной области знаний. Методологическая компетентность позволяет гибко справляться с конкретными задачами и проблемами. Навыки решения проблем, передача навыков, критическое мышление, аналитические способности также относятся к общеметодическим компетенциям.
К четырем типам профессиональных компетенций педагога относятся:
Социальные компетенции: знания и навыки, связанные с взаимоотношениями с другими людьми, сотрудничеством, управлением конфликтами с учетом межкультурных особенностей и т. д. Этот вид компетентности позволяет адекватно реагировать на различные ситуации при работе с группой, способствовать достижению индивидуальных и групповых целей.
Коммуникативные компетенции: способность организовать выражение мыслей, обсуждение проблем, обратную связь, работу в команде, знание возможных ролей и процессов в группе, конструктивную реакцию на критику.
Компетенции самоорганизации: способность определять цели и контролировать их достижение, самомотивация, способность работать в стрессовых условиях, готовность к самосовершенствованию и получению нового опыта, саморефлексия.
Тренинговые компетенции. Это «гибрид» социальных, коммуникативных и профессиональных компетенций, необходимый для эффективного обучения. Важными навыками здесь являются умение планировать обучение (определять его цели и результаты, выбирать методы, составлять расписание, контролировать процесс обучения, групповую динамику, организовывать конструктивную обратную связь, обеспечивать качественную визуализацию информации и т. д.).
Функции тренера
Что касается функций тренеров, перечислим стандарты тренерской компетентности, разработанные Международным советом по стандартам обучения, семинаров и инструкций. К ним относятся:
- Определение потребностей группы в обучении и адаптация учебного материала курса с учетом специфики работы и выявленных потребностей;
- Знание аудитории и ее ожиданий;
- Подготовка материалов и ресурсов, необходимых для обучения;
- Создание атмосферы доверия в группе;
- Управление процессом обучения: управление дискуссиями, контроль групповой динамики;
- Установление эффективной коммуникации в группе;
- Четкая формулировка указаний, вопросов, концентрация на сути вопроса;
- Организация диалога и обратной связи;
- Стимулирование активности участников, их позитивного мышления, использования знаний;
- Использование и сочетание различных методов и инструментов обучения;
- Оценка эффективности работы;
- Представление точного и корректного отчета (письменного или устного) о ходе подготовки и занятий с анализом и оценкой результатов обучения.