Перейти к содержимому
Home » Профессиональные компетенции и функции тренера

Профессиональные компетенции и функции тренера

Профессиональные компетенции состоят из профессиональных знаний, владения методами, а также навыков, позволяющих справляться с профессиональными задачами. Существует два типа профессиональных знаний:

— Базовые и специальные знания в конкретной области;

— Общая эрудиция, которая позволяет интегрировать знания и использовать их в более широком контексте.

Методологическая компетентность включает в себя владение знаниями и умениями, полезными независимо от конкретной области знаний. Методологическая компетентность позволяет гибко справляться с конкретными задачами и проблемами. Навыки решения проблем, передача навыков, критическое мышление, аналитические способности также относятся к общеметодическим компетенциям.

К четырем типам профессиональных компетенций педагога относятся:

Социальные компетенции: знания и навыки, связанные с взаимоотношениями с другими людьми, сотрудничеством, управлением конфликтами с учетом межкультурных особенностей и т. д. Этот вид компетентности позволяет адекватно реагировать на различные ситуации при работе с группой, способствовать достижению индивидуальных и групповых целей.

Коммуникативные компетенции: способность организовать выражение мыслей, обсуждение проблем, обратную связь, работу в команде, знание возможных ролей и процессов в группе, конструктивную реакцию на критику.

Компетенции самоорганизации: способность определять цели и контролировать их достижение, самомотивация, способность работать в стрессовых условиях, готовность к самосовершенствованию и получению нового опыта, саморефлексия.

Тренинговые компетенции. Это «гибрид» социальных, коммуникативных и профессиональных компетенций, необходимый для эффективного обучения. Важными навыками здесь являются умение планировать обучение (определять его цели и результаты, выбирать методы, составлять расписание, контролировать процесс обучения, групповую динамику, организовывать конструктивную обратную связь, обеспечивать качественную визуализацию информации и т. д.).

Профессиональные компетенции и функции тренера

Функции тренера

Что касается функций тренеров, перечислим стандарты тренерской компетентности, разработанные Международным советом по стандартам обучения, семинаров и инструкций. К ним относятся:

  • Определение потребностей группы в обучении и адаптация учебного материала курса с учетом специфики работы и выявленных потребностей;
  • Знание аудитории и ее ожиданий;
  • Подготовка материалов и ресурсов, необходимых для обучения;
  • Создание атмосферы доверия в группе;
  • Управление процессом обучения: управление дискуссиями, контроль групповой динамики;
  • Установление эффективной коммуникации в группе;
  • Четкая формулировка указаний, вопросов, концентрация на сути вопроса;
  • Организация диалога и обратной связи;
  • Стимулирование активности участников, их позитивного мышления, использования знаний;
  • Использование и сочетание различных методов и инструментов обучения;
  • Оценка эффективности работы;
  • Представление точного и корректного отчета (письменного или устного) о ходе подготовки и занятий с анализом и оценкой результатов обучения.