Перейти к содержимому
Home » Метод «Мастерская будущего» в практике фасилитации/модерации

Метод «Мастерская будущего» в практике фасилитации/модерации


Сергей Лабода – бизнес-тренер в сфере организационного менеджмента (сертификат Curriculum GlobALE), фасилитатор/модератор, MBA «Международный менеджмент».

«Мастерская будущего»  — Zukunftswerkstatt (ZW) – метод был разработан в 60-х годах прошлого столетия австрийским футурологом и публицистом Робертом Юнгком[1] в качестве креативного способа решения проблем, разработки новых идей и планирования совместной деятельности по их реализации. Он и его последователи (Норберт Мюллерт, Рюдигер Луц, Райнхард Зеллнов[2] и др.) рассматривали «Мастерскую будущего» как социальное событие, в центре внимания которого находятся участвующие в нём люди, активно вовлечённые в процесс совместной групповой работы, демонстрирующие готовность к саморазвитию и развитию в группе, открытость и чуткость к собственным потребностям и желаниям других.

Изображение выглядит как черный, темнотаАвтоматически созданное описание«Мастерская будущего» является интеграционным методом — в ней исчезают явные различия (противоречия) между экспертами и дилетантами, руководителями и подчиненными.

«Мастерская будущего» является целостным процессом, в ходе которого происходит попытка интеграции личностного и группового начала, рационального и интуитивного, интеллектуального и духовного, а также познавательного и эмоционального. Метод характеризуется высокой степенью креативности — для планирования, проектирования и развития необходима созидательная фантазия и изобретательский дух участников. В ходе ее проведения участники имеют возможность свободно выражать свои страхи и опасения, представления и идеи, потребности и желания.

Классическая «Мастерская будущего» состоит из трех фаз:

1. Фаза критики — определение проблем(-ы) посредством сбора критических замечаний, описания и анализа существующей ситуации (выявление проблем с помощью ассоциограммы, работа с карточками, мозговой штурм) – примерно 2 часа.

2. Фаза фантазии — преодоление/выход из исходного состояния при помощи креативного «прыжка» в будущее и определения «горизонта желаний» (определение идеальных сценариев развития событий, можно использовать технику коллажа, работа с карточками, мозговой штурм) – примерно 3 часа.

3. Фаза реализации (отбор идей, разработка концепций, составление плана реализации) – примерно 3 часа.

Перечисленные фазы сопровождаются фасилитацией, фидбэком и визуализацией. Активно используется работа в малых группах, каждая фаза заканчивается презентацией результатов и наиболее важных аспектов, которые были выявлены в процессе групповой работы.

Деятельность в «Мастерской будущего» организуется по «принципу Воронки». Каждая фаза представляет собой «воронку», которая вначале «раскрывается» — происходит сбор информации, ее уточнение, обобщение, а в конце «закрывается» — участники делают выбор наиболее важных идей и вариантов решений.

Важно, чтобы тема обсуждения, являющаяся основой для проведения «Мастерской будущего», была актуальной и близкой для участников. Непосредственно перед стартом работы приветствуется введение в контекст «темы» (представление важной исходной информации, рамочных условий, ожиданий от совместной работы, видение цели (-ей) и результата (-ов)), а также краткое объяснение предлагаемого формата работы (история метода, его философия и процедура проведения). Для создания благоприятной атмосферы в группе следует предусмотреть время для интерактивного знакомства участников. Плюсом также будет проведение упражнения для «разогрева», направленного на активизацию и стимулирование взаимодействия участников группы в контексте предстоящей темы обсуждения. Это должно обеспечить в определенной степени доверительные отношения, которые являются необходимым условием развития креативности среди участников.

Условия и необходимые материалы для проведения «Мастерской будущего»

Необходимо помещение, в котором можно достаточно свободно и быстро изменять способы работы в малых группах и во время общего пленума. Хорошо, если в помещении имеются стулья, которые можно свободно передвигать (по числу участников) и несколько столов, которые можно использовать для работы малых групп. Желательно, чтобы у участников был свободный доступ к стенам зала, на которых можно развешивать материалы, наработанные группой в ходе работы, или предусмотрено место, которое можно использовать с этой целью (флип-чарт, доска, дверцы шкафов и т. д.). Оптимальное количество участников 15–20 человек, но можно и 8–12  человек. Необходимо также подготовить следующие материалы: маркеры (желательно по числу участников), листы бумаги форматов А1, А3, А4, стикеры, цветные карточки, скотч, старые журналы, ножницы, клей краски, кисточки и т. д.

Алгоритм проведения «Мастерской будущего»

Метод «Мастерская будущего» в практике фасилитации/модерации

Фаза критики: с её началом начинается непосредственная работа в «Мастерской будущего». Эта фаза включает в себя два последовательных этапа — сбор критических замечаний и их обработку. Сбор замечаний состоит в том, что участники выражают свое неудовольствие, свои страхи и опасения, свой негативный опыт, касающийся заявленной темы. В этот момент воронка фазы критики «Мастерской будущего» раскрывается.

На этом этапе участники работают индивидуально, при этом все без исключения названные пункты критики фиксируются в письменном виде. В процессе работы в рамках фазы должны выполняться следующие правила:

  1. Отказ от дискуссии в общей группе;
  2. Высказывание краткое, по возможности в форме ключевых слов;
  3. Наличие примеров приводимых утверждений (избегание абстрактности);
  4. Визуализация всех высказываний.

Далее идет обработка зафиксированных критических замечаний. Этот процесс может происходить с помощью метода ранжирования (присвоения баллов) или рубрикации (мета-план). При методе ранжирования каждый из участников дает определенное число баллов тем критическим замечаниям, которые с его точки зрения являются наиболее важными. Благодаря этому выявляются критические аргументы, имеющие наибольшее значение для группы, а они, в свою очередь, могут быть отнесены к определенной рубрике критики. При рубрикации все ключевые слова относятся к определенным общим понятиям, причем отдельные из них могут быть отнесены к  различным рубрикам. Поэтому здесь необходим процесс разъяснения ключевых слов. Происходит это в общей группе: рубрики конкретизируются примерами из практики, что способствует более полному пониманию проблемы, взгляду на нее с различных углов зрения.

В конце данной фазы участники на основании выбранной ими рубрики, а соответственно и темы для дальнейшей работы, формируют малые группы и переформулируют критические замечания, относящиеся к своей теме, в позитивные утверждения. Так закладывается фундамент для конструктивной работы в следующей фазе (воронка закрывается).

Фаза фантазии: основная задача — забыть про реальные жизненные препятствия, дав волю собственной фантазии группы. «Мастерская будущего» достигает своего наивысшего пункта, в котором участники расширяют свой горизонт желаний без каких – либо ограничений. Желательно перед началом данной фазы провести в группе какое-нибудь упражнение на развитие креативности участников или релаксацию. В этой фазе участники наполняют позитивно переформулированные критические замечания конкретными желаемыми целями, причем их фантазии не ставятся никакие ограничения (воронка «Мастерской» снова раскрывается). В ходе работы группа должна придерживаться следующих правил:

  1. Запрет дискуссий, использование ключевых слов и обязательная визуализация;
  2. Свободная игра идей: все возможно, все подходит, все разрешено!
  3. Открытость горизонтов: «охватить все и пойти подальше»;
  4. Позитивность мышления: нехватка денег и власти, стереотипы восприятия и препятствия рамочных условий не играют никакой роли – их просто не существует.

Предполагается, что участники обладают неограниченной властью и финансами. Выражение ими желаемых целей может осуществляться с помощью «Мозгового штурма» или подобных ему техник («Дождь мыслей», «Река идей»). Участников следует настраивать на то, что предложений должно быть как можно больше для последующего выбора, что критику нужно оставить на потом, чем смелее будут идеи, тем лучше и т. д.

При последующей обработке идей озвученные желания оцениваются с помощью ранжирования или рубрикации. В этот момент формируются малые группы, которые через некоторое время представляют свой выбор на общий круг и максимально визуализирует его. Нужно предложить участникам подойти к подготовке презентаций своих идей как можно более творчески: представить результат в виде коллажа, нарисованного плаката, пантомимы, театральной инсценировки и т. д. В заключении все участники имеют возможность подумать и сделать выбор (возможно изменив своё первоначальное решение) в отношении представленных идей (в этот момент воронка закрывается).

Фаза реализации: участники возвращаются к реальности. Все шансы осуществления выдвинутых идей оцениваются, критически проверяются, чтобы выявить любые препятствия и трудности, с которыми можно столкнуться в процессе их осуществления (воронка «Мастерской» раскрывается). Для анализа потенциальных возможностей реализации фантазий могут быть использованы различные методы, например SWOT-анализ. Следующим шагом является разработка стратегий реализации для наиболее интересных идей. Затем составляют список требований для реализации, которые обобщаются в единый план действий по осуществлению задуманного (на этом воронка «Мастерской» закрывается). Правила работы в данной фазе:

  1. Все высказывания визуализируются;
  2. Выражения должны быть краткими;
  3. Приветствуется конкретность.

В конце обычно подводится итог проделанной работе в целом, дается оценка содержания и процесса. Участники могут составить протокол, где будут зафиксированы возможные последующие действия на основе разработанного плана, а также лица, ответственные за их выполнение.

«Мастерская будущего» прежде всего ориентируется на разработку и планирование действий, сама по себе она не дает новых знаний, а предполагает наличие соответствующих знаний у участников. Данный метод особенно эффективен для использования в группе взрослых, которые имеют жизненный и профессиональный опыт. Его можно проводить и в молодежной аудитории. В этом случае необходимо уделить достаточно внимания этапу подготовки и хорошо продумать информационное обеспечение участников как «до», так и «в процессе» проведения метода. «Мастерская будущего» может проводиться как в короткий промежуток времени (1-дневные мастерские), так и на протяжении длительного промежутка времени (от 3-х дней до 3-4-х недель). Необходимо только ставить в процессе реализации метода адекватные цели. «Мастерская будущего» и отдельные ее элементы прекрасно встраиваются в программу различных образовательных мероприятий, а также при разработке новых проектов — прежде всего для концептуального обсуждения и разработки ведущих направлений совместной деятельности.


[1] Jungk Robert, Müllert Norbert: Zukunftswerkstätten. Mit Phantasie gegen Rouitine und Resignation. Heyne-Sachbuch Nr. 19/73, München 1989

[2] Sellnow Reinhard: Die mit den Problemen spielen. Ratgeber zur kreativen Problemlösung. Stiftung Mitarbeit, Bonn 2001