Перейти к содержимому
Home » Эффективные инструменты геймификации: как повысить мотивацию и достижения студентов в обучении

Эффективные инструменты геймификации: как повысить мотивацию и достижения студентов в обучении

Алёна Луговцова  — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

Эффективные инструменты геймификации: как повысить мотивацию и достижения студентов в обучении

Сегодня, когда обучение переходит в онлайн-формат, есть необходимость найти новые способы мотивировать участников образовательных программ учиться и добиваться успеха. Взаимосвязь между игровой механикой и обучением привела к появлению геймификации, процесса, основанного на применении игровых элементов в образовательной среде. Это прогрессивный подход для повышения мотивации и достижения лучших результатов в обучении. Эффективные инструменты геймификации помогают преподавателям создавать интерактивные и увлекательные задания, отражающие реальные вызовы и достижения. Они поощряют конкуренцию, борьбу за достижение целей и вознаграждают студентов за их усилия. Такой подход активизирует интерес учащихся и делает процесс обучения более привлекательным.

 Преимущества использования геймификации

Геймификация в образовании имеет целый ряд преимуществ и выгодных аспектов, которые способствуют более эффективному обучению. Одно из главных преимуществ геймификации заключается в ее способности увеличить мотивацию студентов. Игровые элементы, такие как например, бейджи, нарративная аркада, лидерские доски, миссии и призы, создают стимул для участия и стремления к достижению целей. Это помогает студентам сохранять интерес и вовлеченность в учебный процесс. Другим преимуществом геймификации является ее способность создавать атмосферу сотрудничества и командной работы. Игровые элементы, такие как командные задания и соревнования, могут стимулировать студентов работать вместе и развивать навыки командной работы. Это способствует развитию социальных навыков и способностей студентов.

 Исследования в области геймификации

Исследования показывают, что геймификация в образовании имеет значительное влияние на мотивацию студентов и их успешность в обучении. Например, исследование, проведенное Исследовательским центром IBM в 2014 году, показало, что геймификация в образовательных приложениях для мобильных устройств значительно повышает мотивацию студентов и уровень их вовлеченности в учебный процесс. Более 80% студентов, участвовавших в исследовании, заявили, что использование геймификации сделало процесс обучения более интересным и увлекательным для них. Это подтверждается и другим исследованием, проведенным в 2017 году, которое показывает, что геймификация облегчает изучение трудных тем благодаря сопутствующему положительному подкреплению в виде очков, значков и досок лидеров[i]. Этот результат также можно объяснить ролью элементов геймификации в удовлетворении базовых психологических потребностей, таких как чувство принадлежности, компетентность и автономия. Если эти потребности удовлетворены в соответствии с теорией самоопределения, это положительно влияет на мотивацию, а значит, человек будет работать более эффективно.

Исследование Tae Matsumoto в 2016 году было посвящено эффективности обучения с элементами геймификации для преподавания английского языка как иностранного в Японии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что «перевернутый класс» с элементами геймификации является мотивирующим фактором в изучении языка[ii]. Исследование Меган Листер из University of Arizona Libraries (2015) показывает, что элементы геймификации, такие как очки, бейджи и доски лидеров, могут привести к увеличению посещаемости и повышению вовлеченности на занятиях, что положительно сказывается на успеваемости студентов. Исследование показывает, что включение геймификации в среду послешкольного образования может помочь привлечь студентов с цифровыми навыками и создать более увлекательную среду обучения[iii].

Стратегии геймификации для повышения мотивации студентов

Для достижения наилучших результатов в геймифицированном обучении необходимо применять стратегии, которые стимулируют мотивацию студентов. Одна из таких стратегий — создание ясных и достижимых целей. Студенты должны иметь четкое представление о том, что они должны сделать, чтобы достичь успеха в игровом процессе. Это помогает им установить приоритеты и фокусироваться на важных задачах. Еще одна стратегия — использование наград и поощрений. Студенты должны быть вознаграждены за свои усилия и достижения. Это могут быть виртуальные медали или бейджи, бонусные очки или прямая похвала. Награды мотивируют студентов продолжать работать и стремиться к новым достижениям. Кроме того, важно предоставить им возможность выбора и самостоятельности. Геймификация должна предлагать разные варианты действий и позволять студентам самостоятельно принимать решения. Это помогает развивать навыки принятия решений и самостоятельности.

Выбор правильных инструментов и платформ для геймификации

Для успешной геймификации обучения важно выбрать правильные инструменты и платформы. Существует множество инструментов и программ, которые помогают преподавателям создавать геймифицированные задания и активности. Один из популярных инструментов — платформа Classcraft. Она позволяет создавать виртуальные классы и превращать учебный процесс в игру. Студенты могут создавать своих персонажей и получать очки и награды за выполнение заданий. Quizlet предоставляет возможность создания интерактивных карточек и игр для помощи в освоении новой информации. Пользователи могут создавать наборы карточек с вопросами и ответами, играть в игры типа «Спринт» или «Матчинг», а также изучать материал с помощью карточек с изображениями. Minecraft — это популярная игра, в которой игроки могут создавать и строить свои миры. Многие учителя используют Minecraft как инструмент для образования, создавая виртуальные классы или задания, которые стимулируют учеников к творческому мышлению, сотрудничеству и решению проблем. Codalab — это платформа для научных соревнований, которая также позволяет создавать лидерборды и соревновательные тесты. Она предоставляет удобный интерфейс и функциональность для взаимодействия между участниками и организаторами соревнований. Leaderboarded — это онлайн-сервис, специализирующийся на создании лидербордов для различных видов соревнований, включая спортивные, игровые и профессиональные. Он предоставляет гибкие инструменты для настройки и управления лидербордами.

 При выборе инструментов и платформ для геймификации необходимо учитывать потребности и цели учебного процесса. Важно выбрать такие инструменты, которые соответствуют учебной программе и обеспечивают эффективное взаимодействие студентов.

Как создать эффективный геймифицированный учебный опыт

Для создания эффективного геймифицированного учебного опыта необходимо учесть несколько ключевых факторов. Во-первых, необходимо определить цели и задачи обучения. Четкие цели помогают студентам понять, что им нужно сделать, чтобы достичь успеха в игровом процессе. Во-вторых, важно создать интересные задания-вызовы. Они должны быть связаны с реальными жизненными ситуациями и вызывать у студентов желание преодолеть трудности и достичь цели. Это помогает создать интригующую и захватывающую обучающую среду. В-третьих, нужно предоставить студентам обратную связь и вознаграждения. Позитивная обратная связь и награды за достижения помогают им видеть свой прогресс и мотивируют продолжать работать. Наконец, важно создать возможность для соревнований и сотрудничества. Геймификация должна позволять студентам соревноваться друг с другом и работать в команде. Это помогает развивать навыки командной работы и способствует лучшему взаимодействию между ними.

Примеры успешной реализации геймификации в образовании

Существует множество примеров успешной реализации геймификации в образовании. Один из них — курс «Геймификация и развитие современных систем образования» от Университета Пеннсильвании, который предлагает изучение основ геймификации и их применение в образовательных системах. Курс состоит из модулей, каждый из которых представляет собой игровую задачу для развития определенных навыков и знаний. Студенты изучают психологические основы геймификации, принципы и методы проектирования геймифицированных образовательных систем, различные технологические инструменты и платформы для реализации геймификации. Оценка эффективности геймификации также является частью курса. Студенты активно участвуют в процессе обучения, выполняя задания, соревнуясь и получая награды в виде бейджей. Эти бейджи отражают уровень достижений студента и демонстрируют его навыки и знания в области геймификации и развития современных систем образования. Курс имеет модули разной сложности, которые позволяют студентам развивать навыки и понимание темы обучения. Студенты могут выбирать интересующие их модули и пройти задания на разных уровнях сложности, получая обратную связь от преподавателей и партнеров. Система геймификации курса стимулирует активность и взаимодействие студентов, награждая их за достижения и мотивируя к развитию. Оценка студентов основывается на их успехах и активности, а также учитывает соревнование и сотрудничество. Эта система помогает стимулировать интерес к учебе и развитию навыков.

  Геймификация и успех студентов: измерение результатов

Одним из важных аспектов геймификации в образовании является измерение успехов и результатов студентов. Существуют различные способы измерения успеха, включая оценки, тесты и обратную связь от студентов. Одним из методов измерения успеха является анализ данных, собранных во время геймифицированного обучения. Это может быть информация о прогрессе студента, его достижениях и времени, затраченном на выполнение заданий. Анализ этих данных помогает понять, какие аспекты геймификации работают наилучшим образом и вносить корректировки в учебный процесс. Кроме того, можно использовать стандартные методы оценки, такие как тесты и задания. Они помогают оценить знания и навыки студентов, полученные в результате геймифицированного обучения. Измерение успеха позволяет оценить эффективность геймификации и внести изменения в учебный процесс для достижения лучших результатов.

Проблемы геймификации и способы их преодоления

Внедрение геймификации в образовательный процесс может столкнуться с некоторыми проблемами и вызовами. Одна из таких проблем — отсутствие ресурсов и поддержки со стороны администрации и учебных заведений. Геймификация требует определенных инвестиций и подготовки, и без должной поддержки может быть сложно внедрить ее в учебный процесс. Другая проблема — несоответствие геймификации учебной программе и целям образования. Геймификация должна быть интегрирована в учебную программу и соответствовать учебным целям и стандартам. В противном случае, она может привести к отклонению от основной учебной программы и потере академического контента. Чтобы преодолеть эти проблемы, важно обеспечить поддержку со стороны администрации и обучить преподавателей внедрению геймификации.

С развитием технологий и появлением новых инструментов и платформ, геймификация становится все более доступной и привлекательной для преподавателей и учащихся. Она имеет огромный потенциал для повышения мотивации студентов и их успеха в обучении. С помощью эффективных инструментов геймификации преподаватели могут создавать интерактивные и увлекательные задания, которые помогают учащимся развивать навыки и достигать лучших результатов. Однако, чтобы успешно внедрить геймификацию в учебный процесс, необходимо учитывать различные факторы, такие как выбор правильных инструментов и платформ, создание эффективного геймифицированного учебного опыта и измерение успеха студентов.


[i]Elshemy, N. (2017). Impact of Gamification strategy on academic achievement and achievement motivation toward learning. In Proceedings of Teaching and Education Conferences (No. 4907055). International Institute of Social  and Economic Sciences. https://doi.org/10.20472/TEC.2017.004.003.

[ii] Tae Matsumoto (2016) Motivation Strategy Using Gamification. Creative Education, 07, 1480-1485. doi: 10.4236/ce.2016.710153 https://www.scirp.org/html/12-6303159_68291.htm  

[iii]  Lister, M. (2015)Gamification: The effect on student motivation and performance at the post-secondary level. Issues and Trends in Educational Technology, 3(2). https://www.learntechlib.org/p/171075/