Психологический тренинг по организации взаимодействия и настройке коммуникаций сотрудников внутри одного подразделения.
КОГДА НУЖЕН ЭТОТ ТРЕНИНГ?
Когда личные отношения сотрудников переносятся на рабочие. Симпатии-антипатии, обиды и конфликты негативно влияют на то, как сотрудники решают друг с другом рабочие задачи.
Когда у сотрудников:
- есть много накопившихся взаимных претензий друг к другу;
- есть нерешённые, затянувшиеся и скрытые конфликты;
- нет осознания своей доли ответственности за происходящее (виноват он, а не я);
- нет понимания, как решать возникающие конфликты, и нет умения делать это конструктивно;
- происходит нарушение границ и субординации;
- когда руководитель вынужден ежедневно вмешиваться и в ручном режиме решать вопросы взаимодействия на самом низовом уровне.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЭТА СИТУАЦИЯ, ЕСЛИ ЕЁ НЕ ИСПРАВЛЯТЬ?
К тому, что атмосфера в коллективе становится нездоровой и нервозной:
- образуются коалиции, которые начинают «дружить против друг друга»;
- вырастает нагрузка на руководителя, который должен тратить своё время на разборки и примирения;
- возникают сложности с формированием смен, так как приходится учитывать личные предпочтения сотрудников и думать о том, кого с кем можно ставить, а кого нет;
- плохо приживаются новички;
- усиливается текучка работников;
- возможны срывы поставок из-за несвоевременной комплектации машин.
Всё это повышает уровень стресса сотрудников, увеличивает риск ошибок и снижает производительность. В результате возможны даже сбои в работе склада, что приводит к срыву заказов и потере денег.
КАК ТРЕНИНГ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕШИТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ И ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ?
Цели тренинга:
- Вывести участников на осознание причинно-следственных связей.
Как моё поведение и мои отношения с другими коллегами влияют на результаты работы.
- Выработать правила взаимодействия друг с другом.
Как мы договариваемся взаимодействовать друг с другом на работе. Что можно, а что нельзя. По каким «понятиям» будем жить.
Задачи тренинга.
На тренинге, мы последовательно решаем следующие задачи:
- выводим сотрудников на осознание проблем в коммуникациях и взаимодействии;
- подводим каждого участника к формулировке этих проблем;
- подводим каждого участника к признанию этих проблем;
- подводим каждого участника к принятию своей личной ответственности за наличие данных проблем;
- совместно с участниками вырабатываем способы решения основных проблем в коммуникациях;
- договариваемся о правилах совместного взаимодействия;
- фиксируем эти правила на бумаге и подписываемся под ними.
Каким образом будет достигнут результат?
Цели и задачи тренинга будут достигаться не путём нравоучений и лекций, а путём практических упражнений и групповой работы.
Будут небольшие лекционные вставки (5-10 минут) на простых и понятных житейских примерах.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Этап 1.
Вводный.
- Знакомство, введение и цели тренинга.
- Представление тренера и участников.
- Обсуждение ожиданий участников и озвучивание целей тренинга.
ПРАКТИКУМ:
Упражнения на знакомство и снятие напряжения.
Арт-терапевтическое командное упражнение «Наша работа».
Результат этапа:
Знакомимся. Снимаем напряжение и тревогу. Даём участникам понимание, зачем они здесь. Вызываем интерес и включаем в работу.
Этап 2.
«Каждая лошадь думает, что её поклажа самая тяжёлая» — анализ взаимоотношений на складе и вербализация проблем.
- Характеристика отношений в коллективе.
- Формулировка претензий, сбор жалоб и классификация недовольства.
- Перечень основных конфликтов и проблем при взаимодействии с коллегами.
- Причины проблем и конфликтов с точки зрения участников тренинга.
- Признаки здорового и нездорового коллектива.
ПРАКТИКУМ:
Упражнение «Открытый микрофон». Упражнение «Корзина претензий». Упражнение «Идеальный коллектив».
Результат этапа:
Получаем видение картины участниками «как есть». Даём возможность высказаться. Даём возможность освободиться от напряжения. Снимаем конфликтный заряд. Классифицируем основные претензии друг у другу и составляем перечень конфликтных ситуаций. Вырабатываем признаки здорового коллектива: «Как бы нам хотелось».
Этап 3
«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу» — природа, логика и причина конфликтов.
- Принципы и законы развития конфликтной ситуации.
- Причины возникновения, выгоды конфликтов.
- Конфликт как способ реализовать важную потребность.
- Эмоции как предвестник и индикатор конфликтной ситуации.
- Кто виноват? Обоюдный вклад и ответственность сторон в конфликте.
ПРАКТИКУМ:
Упражнение «Ультиматум», упражнение «Конфликт в транспорте».
Демонстрация с последующим анализом видеороликов (сюжеты из известных фильмов).
Результат этапа:
Даём понимание того, как и почему возникает конфликт. Объясняем законы развития конфликта и его последствия. Выводим участников на то, что ответственность в конфликте всегда 50/50.
Этап 4
«Кто виноват?» — анализ своего поведения на рабочем месте.
4.1. Как мы себя ведём — анализ поведения своего подразделения (смены).
4.2. Как я себя веду — анализ собственного поведения в конфликте.
4.3. В чём наша групповая и моя личная ответственность за ситуацию.
ПРАКТИКУМ:
Групповое упражнение «Мы и они», индивидуальное упражнение «Я и мы», упражнение «Самооценка», упражнение «Моя ответственность»
Результат этапа:
Выводим на осознание особенностей поведения своей смены и анализ индивидуального поведения: какие действия я совершаю и какие ошибки допускаю конкретно я в отношениях с коллегами? Выводим на осознание личной ответственности и собственного вклада в отношения в коллективе. Выводим на осознание границ и понимание того, каким образом участники нарушают границы, смешивая личные и рабочие отношения.
Этап 5
«Что делать?» — приёмы и способы выстраивания коммуникаций и взаимодействия внутри коллектива.
5.1. Эмоциональное напряжение в конфликте и техники его снятия.
5.2. Алгоритм действий в конфликтной ситуации.
5.3. Способы и приёмы, помогающие договариваться.
ПРАКТИКУМ:
Упражнение «Отследи эмоцию». Упражнение «Техники слушания», метафорическая деловая игра «Договорились».
Результат этапа:
Даём понимание того, как не допустить конфликтной ситуации, а если она возникла, то как её максимально эффективно разрешить.
Этап 6
«10 заповедей» — создание «Кодекса поведения на рабочем месте».
- Выбор критериев правильного поведения.
- Составление общего «Кодекса поведения на рабочем месте».
- Создание «свода внутренних правил» — собственной (личной) программы изменений с учётом анализа своих ошибок и положений «Кодекса».
ПРАКТИКУМ:
Групповое упражнение «10 заповедей». Индивидуальное упражнение «Договор с собой»
Результат этапа:
Участники самостоятельно вырабатывают стандарт взаимоотношений в компании, те правила по которым планируют в дальнейшем жить и взаимодействовать на работе.
Разрабатывают свою личную программу изменений на ближайший месяц.
Этап 6
Завершающий
6.1. Подведение итогов
6.2. Обратная связь от участников.
6.3. Мотивация на изменения от тренера.
ПРАКТИКУМ:
Упражнение «Чемодан в дорогу». Упражнение «Комплимент»
Результат этапа:
Подводим итоги. Участники делятся впечатлениями и озвучивают результаты работы за день.
КАКИЕ ЕЩЁ РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЁТ ТРЕНИНГ?
Для участников:
- Меняют точку зрения. Начинают смотреть на ситуацию на складе шире и видеть её комплексно, а не только со своей личной эгоистичной позиции.
- Приобретают видение общего результата работы и понимание своего личного вклада в этот результат.
- Начинают осознавать границы личного и рабочего в отношениях. Выстраивать субординацию во взаимодействии на основании этих границ.
- Начинают осознавать личную и групповую ответственность за результат работы.
- Самостоятельно решают и договариваются о том, по каким правилам они будут взаимодействовать друг с другом.
- Мотивационный, командообразующий эффект. Повышается лояльность к работодателю, укрепляется вера в компанию и чувство сопричастности.
Для руководителя:
- Ваши сотрудники станут более осознанными.
- Вы получите инструмент управления в виде «Кодекса поведения на рабочем месте», который можно будет разместить в виде плаката на складе, и на который можно будет ссылаться при возникновении конфликтных ситуаций.
«Вы же сами решили, как должны себя вести, так не нарушайте свой кодекс и следуйте ему».
- Социальный микроклимат и атмосфера в подразделении улучшится и оздоровится.
- Работники будут более адекватно реагировать на факты некорректного общения со стороны коллег, а само взаимодействие станет менее конфликтным.
- Вы начнёте тратить меньше времени на разборки и примирения.
- Уменьшится необходимость спускаться на самый низший уровень управления и в ручном режиме наводить там порядок. Освободится время для решения более важных и стратегических задач.
ТАЙМИНГ ТРЕНИНГА
Продолжительность тренинга 16 часов (2 дня).
В 10:00 начало работы.
В 18:00 – окончание работы
Предусмотрен часовой перерыв на обед и два пятнадцатиминутных перерыва. Один
до, а второй после обеда.
ПРЕДТРЕНИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Желательно проведение предтренинговой диагностики для последующей «настройки» тренинга.
Методы:
- анкетирование участников и руководителей;
- интервью с руководителями и кладовщиками;
- интервью с самыми сложными и конфликтными участниками.
ПОСТРЕНИНГОВЫЙ ОТЧЁТ
После тренинга будет предоставлен отчёт о том, как строилась работа и что происходило на тренинге.
Отчёт также будет включать в себя:
- Обозначение сильных сторон группы и зон её развития.
- Индивидуальные характеристики работы участников группы с анализом их влияния на работу команды (как конструктивного, так и негативного).
ПОСТРЕНИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Для того, чтобы результат, полученный на тренинге закрепился и не слился в ежедневном потоке дел, через месяц после тренинга нужно провести оценку результатов тренинга. Она включает в себя:
- анкетирование участников;
- проведение посттренинговых встреч.
На встречах будут разбираться возникающие ситуации и проводиться работа над ошибками.
Эксперт в области:
- психологии коммуникаций и взаимодействия людей;
- управления персоналом (подбор, адаптация, обучение, оценка, мотивация);
- разработки и внедрения сервисных стандартов и стандартов продаж;
- обучению soft-skils.
Девиз — Обучение с удовольствием!
Особенность работы с группой: активное включение всех участников в процесс через интерактив и практические упражнения, управление динамикой через игровые формы обучения (ролевые, деловые игры, бизнес-симуляции).
Разрабатывает и проводит тренинги под потребности Заказчика.