Сергей Лабода — практикующий фасилитатор, модератор, тренер с 25-летним опытом работы в сфере образования взрослых, сертифицированный по стандарту Curriculum GlobaALE.
Сопротивление может возникнуть в самых разных ситуациях взаимодействия в ходе групповой работы, поэтому перед ведущим (тренером, фасилитатором, модератором, преподавателем и т. п.) стоит непростой вызов — найти адекватные способы реагирования, нейтрализации и последующей трансформации сопротивления в позитивные результаты как для каждого участника, так и группы в целом.
При этом различают активное и/или пассивное проявление сопротивления, видимым «маркером»которого часто является неконструктивное поведение отдельных участников:
- активное (споры, разговоры с другими участниками не по теме, попытка оттянуть на себя внимание, возмущения, показное высокомерие, отрицание нового и т. д.)
- пассивное (бездействие, саботаж, занимается своими делами, засыпает, зевает, скучает, постоянно смотрит на часы и т. д.)
Неконструктивное поведение – это любое действие участника группы, осознанно или неосознанно проявляющее его неудовольствие форматом, процессом, регламентом, процедурами, темой и/или содержанием групповой работы, а также другими членами группы или внешними факторами.
На примере тренинга, как одного из популярных форматов групповой работы, рассмотрим виды и возможные причины сопротивления со стороны участников.
Сопротивление к теме тренинга. Возможные причины:
- Тема и содержание тренинга не понятны и/или не актуальны для участника, не соответствуют его ожиданиям.
- Содержательная информация противоречит существующим у участников представлениям и требует от них переоценки полученных ранее знаний, осмысления опыта. Такая ситуация может вызвать у них большое количество вопросов, ироничные замечания, агрессивные высказывания или отстранение от обсуждения.
Сопротивление к процессу организации групповой работы в ходе тренинга. Возможные причины:
- Несовпадение ожиданий участников с тем, что им предлагается выполнять. Например, в программе тренинга заявлена работа в малых группах, а вместо этого проходит лекция или ролевая игра.
- Отсутствие смены видов деятельности — доминирование одной формы работы. Постепенно некоторым участникам становится скучно, они отвлекаются на посторонние разговоры или демонстрируют отстранённое поведение.
- Если участники пришли на тренинг не по своей воле и желанию. Их заставили прийти и принять участие. Они могут быть настроены агрессивно либо часто отвлекаться на жалобы и оправдания. В этом случае речь идёт об их низкой мотивации, которую стимулировать сложно. Стоит уделить внимание установлению контакта с аудиторией и сбору ожиданий. Необходимо дать понять, что вам интересно мнение участников и вы готовы к сотрудничеству.
- Слишком интенсивные или сложные формы работы могут утомить участников, они становятся пассивными, отказываются от выполнения заданий или открыто заявляют о своём нежелании продолжать работу. В данном случае стоит внимательно следить за групповой динамикой, вовремя делать перерывы или вносить изменения в регламент, процедуры и методы работы.
- Место проведения, помещение для работы, условия питания, проживания, временные рамки тренинга не соответствуют ожиданиям и потребностям участников.
Сопротивление по отношению к тренеру. Возможные причины:
- Неуверенное поведение, недостаточная компетентность тренера провоцирует сопротивление участников.
- Отсутствие взаимопонимания между тренером и группой вследствие употребления им непонятных для аудитории терминов или неясного выражения своих мыслей. Он часто повторяется, нечётко формулирует инструкции, задание даёт одно, а результат работы ожидает другой.
- Разница в возрасте, опыте работы, социальном статусе. Как правило, сопротивление, вызванное этими причинами, быстро уходит в процессе общения, когда участник убеждается в компетентности тренера.
- Когда тренер занимает доминирующую позицию по отношению к участникам, вследствие чего они пытаются каким-то образом противостоять ему через необоснованную критику, резкие замечания, игнорирование.
- Участники не приемлют стиль или темп ведения тренинга тренером, либо предлагаемые им способы работы не соответствуют их ожиданиям и потребностям.
Сопротивление, обусловленное поведенческими особенностями участников. Возможные причины:
- Желание некоторых участников быть в центре внимания. Своим поведением, постоянными комментариями, вопросами, критикой обсуждаемого вопроса они мешают взаимодействию остальных членов группы. Возможно, таким образом они пытаются скрыть свою неуверенность, боязнь сделать ошибки, некомпетентность.
- Наличие у участников определенных стереотипов в поведении. Они закрыты к изменениям, новой информации, либо озадачены своими внутренними противоречиями и зацикленностью на собственных проблемах.
- Низкий культурный уровень участников, которые перебивают, разговаривают по телефону, грубо выражаются, опаздывают и в целом ведут себя вызывающе. В данном случае всегда заранее оговаривайте правила работы и призывайте участников строго следовать им. Это особенно важно при работе с новой аудиторией, участники которой незнакомы ведущему.
Сопротивление к группе и другим участникам. Возможные причины:
- Неудовлетворенность своей ролью в группе.
- Антипатия, скрытые конфликты с некоторыми членами группы.
- Отсутствие атмосферы открытости и доверия, когда участники не доверяют друг другу, видят в словах и поступках других скрытый смысл и т.п. Любое несогласие, высказанное одним из участников, воспринимается другим как вызов или угроза его идеям, мнению, позиции. Такое восприятие действий друг друга приводит к напряженной обстановке в группе и необходимости вмешательства со стороны тренера.
Чаще всего сопротивление в группе проявляют так называемые сложные участники. Под «сложными» участниками понимаются те, кто по указанным выше причинам различными способами (вербально, не вербально, агрессивно, пассивно, спокойно и т. д.) выражают свою незаинтересованность и неудовлетворенность процессом групповой работы.
Некоторые участники могут комбинировать все виды сопротивления. Например, сначала они игнорируют ведущего, чтобы обратить внимание на себя, потом, когда он пытается исправить ситуацию, они атакуют его, пытаясь заручиться поддержкой окружения. Наконец, когда ведущий делает попытку напрямую работать с ними, они уходят в мертвое молчание, не отвечают и замыкаются в себе. Когда сопротивление участников проявляется указанными выше способами, это может быть расценено как выражение протеста. Их поведение можно перевести в такие фразы: «Я не хочу, чтобы Вы командовали мною. Я не хочу работать на этом тренинге. Мне не нравится, что Вы говорите. Мне не нравится, что Вы просите меня делать».
Самый быстрый и простой путь «справиться» с участником, который проявляет активное сопротивление и демонстрирует протест — … это уменьшить расстояние до него. Хотя наш инстинкт может этому противиться и побуждать ведущего к отстранению или к ответному нападению, но оба этих варианта реагирования увеличивают возбуждение недовольного участника. Уменьшение дистанции предполагает:
- физическое приближение к недовольному участнику
- контакт взглядов
- сбор информации о природе протеста
- позитивный диалог с проявлением интереса к нуждам протестующего
Выбирая модель ответного поведения, ведущий должен помнить, что чем сильнее он будет подавлять сопротивление участника, тем сильнее оно будет становиться, и тем больше энергии придется ему потратить на его преодоление.
Встречаясь с сопротивлением участников, ведущий должен в первую очередь заботиться о сохранении своего спокойствия и делать разумный выбор адекватного способа реагирования. Страх провоцирует импульсивное поведение и мешает сохранять свои позиции. Ведущий должен принять неизбежность сопротивления участников, поэтому необходимо знать и использовать весь репертуар возможных стратегий нейтрализации и трансформации сопротивления, так как это напрямую связано со спецификой групповой работы. Большую роль в работе с сопротивлением участников играет практический опыт и степень владения ведущим различными коммуникационными техниками и методическим инструментарием для работы с группой. Участие в тренинге «Групповая работа: что делать с сопротивлением участников?» позволит «прокачать» свои знания и практические навыки по указанным выше аспектам работы с сопротивлением, а также приобрести новые идеи и стимулы для повышения эффективности собственной практики в качестве ведущего различных форматов групповой работы и обучения.