Что такое эффективный цифровой обучающий курс?
При разработке онлайн курсов или переводе аудиторных в цифровой формат, как правило, адукаторы допускают одну и ту же серьезную ошибку, которая приводит к разочарованию и участников, и их самих. Из-за этой ошибки до сих пор нередко звучит мнение «онлайн обучение никогда не заменит аудиторное и не сравнится с ним по качеству». Ошибка заключается в том, что при разработке цифровых курсов люди мыслят привычными дидактическими моделями, созданными для планирования классических аудиторных курсов.
И что в итоге? “Говорящая голова”, потому что адукатор просто разговаривает в камеру, читает текст с листа, в лучшем случае, делится экраном с участниками для демонстрации текстов, графиков и презентаций. Возможности взаимодействия с аудиторией действительно ограничены, а участники утомляются от пассивного сидения перед экраном, слушания текста или просматра презентации (если она есть).
Чтобы разработать хороший онлайн курс нужно изначально использовать другие дидактические модели, которые позволяют продумывать всю систему, опираясь на принципы и инструменты цифрового образования. Сами по себе эти модели не сложные, но преподаватели так привыкли мыслить аудиторными тренингами, лекциями, семинарами, курсами, что при попытке разработать онлайн курс зачастую терпят фиаско и разочаровываются. А были близки к успеху.
Что позволяют сделать дидактические модели для цифрового обучения? Модель SAMR помогает продумать уровни интеграции цифровых технологий в обучение, а модель Gilly Salmon предлагает пять этапов для эффективной коммуникации и взаимодействия в онлайн-среде, реализовав которые вы сможете значительно повысить мотивацию участников; модель ADDIE способствует более системному и эффективному подходу к цифровому обучению.
Как привлечь и удержать внимание участников онлайн-курса?
Есть мнение, что невозможно привлечь и удержать внимание участников онлайн-курса, потому что обучение онлайн гораздо более скудное на инструменты, чем аудиторное. Это миф, созданный, в первую очередь, разочарованными в цифровом обучении участниками, которые много раз подряд становились заложниками монотонных онлайн лекций. Ведь не все преподаватели даже умеют грамотно пользоваться делением на комнаты в Zoom.
Тем не менее, существует целый арсенал методов и приёмов, разработанных для цифрового обучения, которые помогают вовлечь, развлечь и удержать внимание ваших участников.
1. Цифровые энерджайзеры и викторины. Платформы для них растут буквально как грибы. Освоив несколько, вы поймёте принцип и сможете быстро ориентироваться в обилии бесплатных и платных вариантов, предлагаемых в сети. А самое главное — сможете создавать цифровые энерджайзеры и викторины и грамотно использовать на своих занятиях.
2. Чаты. Обычно чаты рассматриваются просто как средство обратной связи, а часто и вообще как отвлекающий элемент. Некоторые преподаватели их отключают, чтобы не мешали вести занятие. Участники чаще всего пишут там что-то типа «Привет всем!», «А это прикольно». «Хороший вопрос». Задают вопросы, просят помедленнее. То есть неструктурированно «засоряют эфир». Однако чаты могут стать мощным инструментом для активного обмена идеями, вдохновения и геймификации онлайн занятий, которые вовлекут и удержат внимание, а также помогут преподавателю оценить глубину познаний участников. Если, конечно, вы знаете основные принципы их использования.
3. Fake news или фальшивые новости. Это то, от чего мы устали, что раздражает и вводит в заблуждение. А знаете ли вы, что создать их можно за 5 минут и для этого есть масса сервисов? Что большинство «отзывов» клиентов, публикуемых в сети, сфабрикованы именно так, как и большинство «новостей» в социальных сетях, которые попадаются вам на глаза? И что можно использовать это оружие не против себя, а для развития и стимулирования критического мышления, привлечения внимания, в качестве триггеров для жарких дискуссий, то есть во благо?
Важно уметь пользоваться разнообразными платформами и инструментами для создания цифровых викторин и энерджайзеров, привлекать участников к обсуждению, стимулировать их вовлеченность и делать учебный процесс интереснее и эффективнее с помощью чатов, отличать фальшивые новости от настоящих и использовать их в качестве триггеров для жарких онлайн дискуссий, повышая уровень вовлеченности участников курса. И этому можно научиться!..
В чём специфика учебного курса по цифровизации преподавания?
Уникальная образовательная среда была организована в рамках курса “Мастерство цифрового преподавания”, автором и преподавателем которого являлась Алена Луговцова, психолог, международный эксперт в области образования взрослых и развития цифровых компетенций. Курс реализован в сотрудничестве с Агентством развития образования взрослых с 19 декабря 2023 по 15 февраля 2024 года. Он позволил участникам оценить и развить свою цифровую компетентность в создании онлайн-курсов и адаптации к онлайн формату традиционных аудиторных курсов.
В первом потоке приняли участие преподаватели и тренеры занимающеся созданием, продвижением и курировнием программ обучения взрослых в различных сферах. Занятия проводились на протяжении 8 недель, — 16 онлайн занятий в Zoom по 2,5 часа. На онлайн занятиях участники в группах и индивидуально работали с изучаемыми инструментами, отрабатывая их создание на практике, и много обсуждали возможности использования каждого инструмента, что создавало пространство коллективной мудрости. В перерывах между онлайн занятиями они выполняли самостоятельную работу с материалами, размещенными на платформе Moodle.
В ходе курса «Мастерство цифрового преподавания» участники изучили модели дизайна цифровых курсов (SAMR, ADDIE, RAT, пятиступенчатую модель Джилли Салмонс); познакомились с европейской рамкой цифровой компетентности для преподавателей и узнали свой уровень по всем параметрам, что помогло им понять, как развиваться в сфере цифрового образования далее; познакомились с континуумом онлайн обучения и девятиступенчатым подходом к созданию онлайн курса, с большим набором цифровых инструментов, получили рекомендации эксперта о том, с чего начать онлайн обучение.
Выпускники уже успели внедрить полученные знания в свою работу. Обратная связь от них говорит сама за себя!
Где и как преподаватели могут сегодня “прокачать” свои цифровые компетенции?
Постоянно растёт оличество запросов на обучение, позволяющее целостно подойти к цифровому образованию, сущетсвующим в нём инструментам и моделям. Поэтому уже открыт набор на курс «Мастерская цифрового преподавания 2.0». Он стартует 26 марта.
К участию приглашаются все, кто работает с людьми — преподаватели, тренеры, фасилитаторы, коучи, учителя, HR-специалисты, репетиторы, консультанты, менеджеры.
Участие в курсе поможет совершить переход в онлайн или улучшить свои навыки, забыть о страхе и скепсисе перед цифровым обучением. Участники обучения получат доступ к большому количеству простых и понятных цифровых инструментов, которые пополнят их профессиональный репертуар. Создание интерактивных видео, организация синхронных и асинхронных онлайн дискуссий, запись подкастов работа с учебными текстами онлайн, создание интерактивных рабочих тетрадей и эффективное использование различных онлайн-досок — все это станет легким и интересным благодаря этому курсу! Изучаемые цифровые инструменты помогут организовать обратную связь от участников на конференциях, занятиях и консультациях. ВЫ сможете сделать свои занятия и консультации вовлекающими, живыми и интересными.
Участникам курса «Мастерская цифрового преподавания 2.0» будет обеспечена поддержка и вдохновение от единомышленников — специалистов, готовых учиться сообща и делиться друг с другом своими знаниями и опытом, а по окончании курса открыт доступ в закрытый клуб выпускников “Альянс профессионалов цифрового обучения”, в котором можно продолжать совершенствоваться в цифровом обучении.
Узнать больше о программе, познакомиться с отзывами выпускников и зарегистрироваться можно на сайте https://digital.adukatar.by
Присоединяйтесь к участникам курса «Мастерская цифрового преподавания 2.0»
и окунитесь в мир цифрового обучения без ограничений!