Перейти к содержимому
Home » Guidebook sustainabALE – навигатор для  устойчивого развития организаций-провайдеров образования взрослых

Guidebook sustainabALE – навигатор для  устойчивого развития организаций-провайдеров образования взрослых

Сергей Лабода – консультант по организационному развитию, бизнес-тренер с 25-летним опытом работы в сфере образования взрослых, сертифицированный по стандарту Curriculum GlobaALE

Актуальный тренд на устойчивое развитие, в котором акцент ставится на сохранение окружающей среды, решение социальных и экономических проблем сегодня стремительно внедряется во все сферы жизни и напрямую затрагивает организации, занимающиеся образованием взрослых (ОВ), независимо от их юридического статуса, территориальной принадлежности и тематической специализации.  

Guidebook sustainabALE – навигатор для  устойчивого развития организаций-провайдеров образования взрослых

В данной статье хотел бы обратить внимание прежде всего руководителей и сотрудников организаций-провайдеров ОВ, а также экспертов в области образования для устойчивого развития (ОУР) и институционального менеджмента на практический инструмент для внедрения целостного процесса устойчивого организационного развития — Guidebook sustainabALE, разработанный Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International)[1].

Данный инструмент в виде практического руководства и дополнительных рабочих материалов был создан и апробирован на протяжении 2021–2024 годов в рамках проекта «Международные альянсы ОУР» (The international ESD Alliances), который был реализован в 7 странах (Германия, Швейцария, Австрия, Словения, ЮАР, Филиппины, Япония). Представленные в нём модели и примеры передовой практики основаны на опыте 12 центров образования взрослых из перечисленных выше стран.

Guidebook sustainabALE – навигатор для  устойчивого развития организаций-провайдеров образования взрослых

В основе лежит комплексный подход к организации (Whole Institution Approach — WIA), который способствует закреплению образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в качестве сквозной темы на институциональном уровне[2]. Это позволяет организациям-провайдерам ОВ внести вклад в социально-экологические преобразования, которые выходят за рамки внедрения ОУР в образовательную программу и способствуют целостному подходу к критериям устойчивости.

Согласно  WIA-подходу, образовательные организации в полной мере раскрывают свои инновационные возможности, когда работают комплексно — другими словами, когда они придерживаются целостного взгляда на устойчивое развитие как основу для своего институционального развития. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) становится не только сквозной темой во время учебных занятий и модулей, но и для административного управления, а также при определении форматов и методов обучения.

Менеджмент образовательной организации на принципах устойчивого развития, например, обеспечивает сознательное использование энергии и ресурсов обучающимися, преподавателями и административным персоналом, на уровне организации поддерживаются различные экологические и социальные инициативы, отдаётся предпочтение региональным и справедливо произведенным органическим продуктам для общественного питания и т. п. Это также включает в себя программы повышения квалификации преподавателей и административного персонала, вовлечение сотрудников в процессы принятия решений, сотрудничество с местной администрацией и другими партнерами для реализации совместных мероприятий с учетом принципов устойчивого развития[3].

Многие образовательные организации осуществляют выборочные меры в области устойчивого развития, однако в большинстве своём они остаются фрагментарными и не имеют структурированного и спланированного подхода. В руководстве Guidebook sustainabALE особо подчёркивается, что к реализации устойчивого организационного развития необходимо подходить на системной основе, так как оно связано как с тематическим содержанием работы, так и с процессами управления и администрирования.

С этой целью была разработана «фазовая модель» (Phase Model) институционального внедрения WIA в образовательных организациях, которая состоит из пяти последовательных этапов:

Фаза 1: Инициация — взятие обязательств и создание рабочей группы по внедрению изменений 

Фаза 2: Анализ — оценка ситуации и экспертная поддержка

Фаза 3: Стратегия — формулировка целей, принятие договоренностей

Фаза 4: Имплементация — реализация идей, контроль за результатами

Фаза 5: Оценка — рефлексия опыта и формулировка новых целей

Guidebook sustainabALE – навигатор для  устойчивого развития организаций-провайдеров образования взрослых

В руководстве подробно описаны и проиллюстрированы конкретными примерами все этапы реализации данной модели, а в Workbook for the Guidebook SustainabALE[4] также представлены полезные рекомендации и алгоритмы необходимых действий.

Не менее важным фактором для успешного внедрения WIA является определение «приоритетных сфер» в деятельности образовательной организации, которые содержат наибольший потенциал для реализации изменений. Организации-участники проекта «Международные альянсы ОУР» определили в общей сложности «4 приоритетные сферы» с различными подкатегориями:

— образовательные программы

— менеджмент

— преподавание и рабочая среда

— нетворкинг

Модель «4 приоритетных сфер» была разработана совместно с командой международных экспертов ОУР и адаптирована специально для образовательных организаций. Она подробно описана в руководстве и хорошо проиллюстрирована примерами из практики реализации международного проекта. Представленная модель помогает структурировать и конкретизировать содержание процесса имплементации WIA, облегчает систематический анализ организации-провайдера ОВ с точки зрения целостного подхода к ОУР, формулировке целей и реализации практических действий и мер.

Guidebook sustainabALE – навигатор для  устойчивого развития организаций-провайдеров образования взрослых

Оба компонента – «фазовая модель» и «4 приоритетные сферы» — вместе представляют полезную основу для создания «дорожной карты» для внедрения WIA-подхода и устойчивого развития образовательных организаций.

Если Вы стремитесь быть в трендах, мы рекомендуем Вам более подробно познакомиться с представленным в данной статье руководством Guidebook sustainabALE. Оно может стать не только «навигатором» для устойчивого развития Вашей организации, но и вдохновить на реализацию инноваций и позитивных изменений.


[1] https://www.dvv-international.de/en/ale-toolbox/organisation-and-management/guidebook-sustainabale/download-center-guidebook-sustainabale (Дата обращения: 29.08.2024)

[2] Holst, J. Towards coherence on sustainability in education: a systematic review of Whole Institution Approaches. Sustain Science 18, 1015-1030 (2023) https://doi.org/10.1007/s11625-022-01226-8 (Дата обращения: 29.08.2024)

[3] Сергей Лабода.  Устойчивая организация мероприятий – почему новый тренд может стать Вашим конкурентным преимуществом в ивент-бизнесе? https://adukatar.by/ru/ustojchivaja-organizacija-meroprijatij-pochemu-novyj-trend-mozhet-stat-vashim-konkurentnym-preimushhestvom-v-ivent-biznese/ (Дата обращения: 29.08.2024)

[4] https://www.dvv-international.de/fileadmin/files/Inhalte_Bilder_und_Dokumente/Microsite_ALE_Toolbox/Workbook_SustainabALE/Workbook_SustainabALE_EN_download.pdf (Дата обращения: 29.08.2024)