Перейти к содержимому
Home » Что влияет на эффективность процесса обучения взрослых. Памятка с вопросами

Что влияет на эффективность процесса обучения взрослых. Памятка с вопросами

Исследователь образования В-Д. Веблер, профессор Билефельдского университета (Германия), разработал модель педагогического взаимодействия. Он выделяет шесть составляющих, которые влияют на эффективность процесса обучения: 

1. Цели 

2. Содержание 

3. Те, кто учится 

4. Те, кто обучает 

5. Методы 

6. Рамочные условия

Под целями имеются в виду результаты, которые должны быть достигнуты в результате обучения, под содержанием — то, чему мы обучаем (тематика, критерии выбора содержания, его структурирование, глубина). Когда мы говорим о тех, кто учится (участники наших программ), то имеем ввиду их способности и особенности, индивидуальные цели и мотивацию). Когда говорим о тех, кто обучает, то также имеем в виду мотивацию, компетентность в обучении, собственный опыт учения, планирования и т.д.). Под методами мы понимаем способы передачи и усвоения новых знаний и умений. Под рамочными условиями — помещения, технические средства, бюджет времени, ресурсы, необходимые для организации обучения и т.д. 

Ниже вы найдете памятку с примерами вопросов, которые стоит задавать адукаторам на этапе планирования образовательных программ относительно компонентов модели Веблера: 

Цель (Для чего?) 

  • одна цель или несколько? (декларируемые и скрытые, осознание мотивов себя и участников) 
  • какова цель участников? как она соответствует цели тренинга? 
  • есть ли единство цели у заказчика, тренера и участников? 
  • нет ли у кого-либо из сторон скрытых целей? 
  • реалистична ли цель? 
  • как оценивать достижение цели? (конкретные критерии и показатели)

Содержание (Что?) 

  • почему выбрана эта тема (кто выбирал, кто раньше раскрывал, что о теме общеизвестно, а что нового) 
  • насколько тренер владеет темой? 
  • что известно об этом аудитории? 
  • рейтинг тем, распределение тем по очередности и по времени (сколько какой теме нужно уделить)? 
  • есть ли логическая связь между блоками? 
  • какие инструменты лучше всего соответствуют каждой теме 
  • не объять необъятное (как сузить тему, что вынести в удаленное обучение и домашнее задание) 
  • кого из экспертов можно привлечь (к тренингу или к подготовке тренера)? 

Участники (Для кого?) 

  • кто они (откуда приехали, чем занимаются, возраст, какой темперамент, посмотреть фото, работал ли я с ними раньше, есть ли кто-то, кто работал раньше и расскажет мне, какие проблемы у меня могут с ними возникнуть (опаздывает, перфекционист, много комментирует) и как я буду с этим работать? 
  • зачем пришли? 
  • что их мотивирует? 
  • что у них общего и в чем отличия? 
  • уровень подготовки и владения темой и инструментами (разрыв между участниками) 
  • как они смогут применить полученные знания? 
  • кто их делегировал на обучение? 
  • сколько их и сколько оптимально? 
  • что я хочу передать им всем и каждому из? 
  • как они будут коммуницировать со мной? 
  • как будет устроена коммуникация между участниками? 
  • нет ли у меня личных предпочтений и как не дать им мешать эффективности? 
  • какие нормы и соглашения у нас будут действовать (говорим на ты, выключаем телефоны, взять с собой компьютеры)? 

Адукатор/Тренер (Кто?) 

  • кто я и почему обратились ко мне? 
  • есть ли у меня соответствующие компетенции для проведения данного мероприятия? — что мне нужно освоить? 
  • психологические и педагогические качества, как я взаимодействую с аудиторией? 
  • нравится ли мне проводить занятия (и что именно нравится)? 
  • зачем это мне? 
  • будет ли со мной работать партнер, коллеги, насколько мы подходим друг другу и можем ли сработаться? — сколько я стою как тренер? 
  • сколько времени я потрачу на подготовку и проработку темы? 

Методы и инструменты (Как?) 

  • какие методы вообще существуют? 
  • какие из них уместно использовать в тренинге? (какие подходят участникам, какие эффективны для этой темы, соответствуют ли рамочным условиям, способствуют достижению цели) 
  • какими из них я уверенно владею? 
  • как оценивать эффективность методов в процессе и в результате? (метод оценки метода)? 
  • какие альтернативные методы могут быть использованы (гибкость)? 
  • соотношение времени и эффективности 
  • чему служит каждый конкретный метод (основной цели тренинга, или наладить коммуникацию, или просто чтобы расслабиться-перезагрузиться) 
  • не дискриминационные ли методы? 

Рамочные условия (Где и когда?) 

  • помещение (мебель, трансформация пространства, акустика, свет, воздух) 
  • логистика (приезды, разница во времени, еда) 
  • соответствует ли обстановка целям и участникам? 
  • какое оборудование мне нужно, техника, скорость интернета 
  • раздаточные материалы 
  • спросить у участников, какие условия им нужны (если такая возможность есть) 
  • донести условия, которые есть (где сидеть, до скольки работать) 
  • как проводим свободное время и как это способствует/мешает основной цели?