Исследователь образования В-Д. Веблер, профессор Билефельдского университета (Германия), разработал модель педагогического взаимодействия. Он выделяет шесть составляющих, которые влияют на эффективность процесса обучения:
1. Цели
2. Содержание
3. Те, кто учится
4. Те, кто обучает
5. Методы
6. Рамочные условия
Под целями имеются в виду результаты, которые должны быть достигнуты в результате обучения, под содержанием — то, чему мы обучаем (тематика, критерии выбора содержания, его структурирование, глубина). Когда мы говорим о тех, кто учится (участники наших программ), то имеем ввиду их способности и особенности, индивидуальные цели и мотивацию). Когда говорим о тех, кто обучает, то также имеем в виду мотивацию, компетентность в обучении, собственный опыт учения, планирования и т.д.). Под методами мы понимаем способы передачи и усвоения новых знаний и умений. Под рамочными условиями — помещения, технические средства, бюджет времени, ресурсы, необходимые для организации обучения и т.д.
Ниже вы найдете памятку с примерами вопросов, которые стоит задавать адукаторам на этапе планирования образовательных программ относительно компонентов модели Веблера:
Цель (Для чего?)
- одна цель или несколько? (декларируемые и скрытые, осознание мотивов себя и участников)
- какова цель участников? как она соответствует цели тренинга?
- есть ли единство цели у заказчика, тренера и участников?
- нет ли у кого-либо из сторон скрытых целей?
- реалистична ли цель?
- как оценивать достижение цели? (конкретные критерии и показатели)
Содержание (Что?)
- почему выбрана эта тема (кто выбирал, кто раньше раскрывал, что о теме общеизвестно, а что нового)
- насколько тренер владеет темой?
- что известно об этом аудитории?
- рейтинг тем, распределение тем по очередности и по времени (сколько какой теме нужно уделить)?
- есть ли логическая связь между блоками?
- какие инструменты лучше всего соответствуют каждой теме
- не объять необъятное (как сузить тему, что вынести в удаленное обучение и домашнее задание)
- кого из экспертов можно привлечь (к тренингу или к подготовке тренера)?
Участники (Для кого?)
- кто они (откуда приехали, чем занимаются, возраст, какой темперамент, посмотреть фото, работал ли я с ними раньше, есть ли кто-то, кто работал раньше и расскажет мне, какие проблемы у меня могут с ними возникнуть (опаздывает, перфекционист, много комментирует) и как я буду с этим работать?
- зачем пришли?
- что их мотивирует?
- что у них общего и в чем отличия?
- уровень подготовки и владения темой и инструментами (разрыв между участниками)
- как они смогут применить полученные знания?
- кто их делегировал на обучение?
- сколько их и сколько оптимально?
- что я хочу передать им всем и каждому из?
- как они будут коммуницировать со мной?
- как будет устроена коммуникация между участниками?
- нет ли у меня личных предпочтений и как не дать им мешать эффективности?
- какие нормы и соглашения у нас будут действовать (говорим на ты, выключаем телефоны, взять с собой компьютеры)?
Адукатор/Тренер (Кто?)
- кто я и почему обратились ко мне?
- есть ли у меня соответствующие компетенции для проведения данного мероприятия? — что мне нужно освоить?
- психологические и педагогические качества, как я взаимодействую с аудиторией?
- нравится ли мне проводить занятия (и что именно нравится)?
- зачем это мне?
- будет ли со мной работать партнер, коллеги, насколько мы подходим друг другу и можем ли сработаться? — сколько я стою как тренер?
- сколько времени я потрачу на подготовку и проработку темы?
Методы и инструменты (Как?)
- какие методы вообще существуют?
- какие из них уместно использовать в тренинге? (какие подходят участникам, какие эффективны для этой темы, соответствуют ли рамочным условиям, способствуют достижению цели)
- какими из них я уверенно владею?
- как оценивать эффективность методов в процессе и в результате? (метод оценки метода)?
- какие альтернативные методы могут быть использованы (гибкость)?
- соотношение времени и эффективности
- чему служит каждый конкретный метод (основной цели тренинга, или наладить коммуникацию, или просто чтобы расслабиться-перезагрузиться)
- не дискриминационные ли методы?
Рамочные условия (Где и когда?)
- помещение (мебель, трансформация пространства, акустика, свет, воздух)
- логистика (приезды, разница во времени, еда)
- соответствует ли обстановка целям и участникам?
- какое оборудование мне нужно, техника, скорость интернета
- раздаточные материалы
- спросить у участников, какие условия им нужны (если такая возможность есть)
- донести условия, которые есть (где сидеть, до скольки работать)
- как проводим свободное время и как это способствует/мешает основной цели?