Перейти к содержимому
Home » Активизация онлайн-обучения: использование цифровых викторин, разминок и ледоколов

Активизация онлайн-обучения: использование цифровых викторин, разминок и ледоколов

Алёна Луговцова  — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

Цифровые «энерджайзеры», разминки, ледоколы — это не просто веселые развлечения для начала встречи или онлайн тренинга. Они служат мощным инструментом для повышения вовлеченности и стимулирования творческого потенциала, помогая не только растопить лед, но и создавать ощущение волнения и предвкушения, задавая тон предстоящей продуктивной сессии.

Многие не осознают, что включение разминок в начало цифровых учебных занятий играет ключевую роль. Почему это так важно? Наша повседневная жизнь проходит в физическом мире: мы работаем, питаемся, отдыхаем и выполняем повседневные дела, не связанные с цифровым пространством. В традиционной аудитории, независимо от того, имеем мы дело с корпоративным обучением или университетским образованием, учебный процесс органично вписывается в наш обыденный ритм. Однако, переход к от обыденных дел к цифровому занятию требует адаптации: мы взаимодействуем с людьми, которые могут находиться в других городах или даже странах, видим их через камеру или слышим их голоса, если камера выключена. Большая часть общения переходит в письменные чаты, и восприятие преподавателя, однокурсников, учебной аудитории и всего учебного процесса кардинально меняется.

Цифровые викторины, активизирующие упражнения и ледоколы служат мостом между физическим и цифровым мирами, помогая студентам адаптироваться к новой среде и настроиться на продуктивную работу.

Этот аспект очень связан с отсутствием физического взаимодействия во время цифрового обучения в целом, а если речь идет о корпоративном обучении в организациях, где большая часть сотрудников работает удаленно, проблема усиливается. В традиционной системе у сотрудников есть возможность общаться и выстраивать отношения посредством взаимодействия лицом к лицу. Однако в виртуальной среде люди часто чувствуют себя более изолированными и не могут иметь такого же уровня социального взаимодействия. Ледоколы дают возможность представиться, поделиться личным опытом и наладить контакт, пусть даже через экран. Такие активности способствуют развитию чувства сопричастности и создают благоприятную учебную среду, что очень важно для успешного обучения.

Еще одна причина, по которой цифровые ледоколы, разминки и викторины необходимы — это их способность бороться с усталостью от Интернета. С ростом использования цифровых технологий в обучении студенты могут легко отвлечься во время онлайн-занятий. Внесение заряда бодрости помогает bv оставаться вовлеченными и внимательными.

Преимущества использования цифровых энерджайзеров, ледоколов и викторин

  • делают обучение более захватывающим и удерживают внимание, что способствует лучшему усвоению материала; могут быть легко масштабируемы и адаптируемы под разные цели и аудитории;
  • викторины способствуют развитию коммуникативных навыков, поскольку студенты часто решают их в парах и группах, что укрепляет коллективное мышление и сотрудничество;
  • викторины помогают проверить знания участников, способствуют запоминанию информации и могут быть использованы для создания веселой атмосферы и повышения мотивации;
  • цифровые ледоколы помогают участникам мероприятия быстрее познакомиться друг с другом, способствуют созданию дружелюбной и сплоченной атмосферы, могут помочь разрядить обстановку и уменьшить напряжение, особенно на масштабных цифровых семинарах;
  • разнообразие форматов и подходов позволяет учитывать индивидуальные предпочтения и стили обучения каждого студента.

Какие платформы существуют для организации цифровых викторин, энерджайзеров и ледоколов?

Picker Wheel — это стильный и функциональный бесплатный онлайн-инструмент, который используется для случайного выбора из предоставленных вариантов вопросов, утверждений, картинок, названий стран, ряда букв или чисел (Рис.1). Вы можете ввести свои варианты в виде текста или изображений, а затем запустить колесо, которое выберет случайный вариант и выведет его на экран в звуковом сопровождении. Инструмент позволяет сохранять заготовки, которые вы делаете, и использовать их многократно для последующих занятий.

Активизация онлайн-обучения: использование цифровых викторин, разминок и ледоколов

Рисунок 1. Пример использования инструмента Pickerwheel в начале занятия по теме «Учебные видео» курса «Мастерская цифрового преподавания 2.0».

Вот пример использования Picker Wheel в режиме выбора разных стран (подходит для географии, философии, психологии, обучению иностранным языкам):

  • Подготовка: создайте колесо на Picker Wheel, выбрав из списка названия стран, с которыми хотите поработать сегодня.
  • Вступление: объясните студентам, что сейчас будет проведена короткая разминка, чтобы подготовить их к занятию и развить знания в определенной теме.
  • Запуск колеса: запустите колесо, когда оно остановится, выбранная страна будет «страной дня».
  • Взаимодействие со студентами: задайте студентам вопросы, связанные с выбранной страной, которые относятся к теме вашего обсуждения. Например, о столице, языке, культуре или известных ученых, философских/психологических концепциях, зародившихся в этой стране, и т.д. Что бы вы ни преподавали, в предмете всегда найдутся темы, связанные с разными странами.
  • Обсуждение: проведите короткое обсуждение, где каждый студент может поделиться ответом на ваш вопрос и задать встречный вопрос о стране дня одногруппникам.

LearningApps — это бесплатная интерактивная платформа, которая предлагает различные шаблоны для создания разминочных упражнений, таких как тесты, мозаики, кроссворды, игры в духе «Кто хочет стать миллионером?», упражнения типа «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку» и др. (см. Рис.2). Можно создать упражнение самостоятельно по шаблону или выбрать подходящее из каталога и добавить его в свой курс. Все задания разделены по дисциплинам.

Активизация онлайн-обучения: использование цифровых викторин, разминок и ледоколов

Рисунок 2. Пример игры «Кто хочет стать миллионером» для курса «Мастерская цифрового преподавания 2.0» на платформе LearningApps.

Эти разминки могут быть выполнены как индивидуально, так и всей группой под руководством преподавателя в Zoom с помощью функции «поделиться экраном».

Classroomscreen — это веб-приложение, изначально разработанное для цифрового сопровождения аудиторных занятий, а теперь используемое и для онлайн курсов (Рис.3).

Основные возможности Classroomscreen включают в себя:

  • создание интерактивной доски с разнообразными инструментами, такими как метки, линейки, таймеры и счетчики;
  • отображение видео и изображений прямо на доске для демонстрации материала.
  • добавление фоновых шумов, чтобы создать атмосферу учебного класса;
  • создание заданий и опросов для учеников и отслеживания их прогресса;
  • быстрый доступ к полезным инструментам, таким как калькулятор, часы и календарь;
  • использование классических игр, таких как “Крестики-нолики” и “Виселица”, для организации разминок и повышения вовлеченности учащихся.

Этот набор инструментов может быть использован как по отдельности, так и в любой комбинации, поэтому у преподавателя на руках оказывается своеобразный конструктор, с помощью которого можно либо адаптировать аудиторный энерджайзер к онлайн формату, либо создать любую разминку онлайн.

Активизация онлайн-обучения: использование цифровых викторин, разминок и ледоколов

Рисунок 3. Пример организации разных виджетов на доске Classroomscreen

Wordwall. При помощи этого сервиса можно создавать интерактивные упражнения и мини-игры, такие как викторины, словесные игры, сопоставления (Рис.4). Пользователю доступны до 33 интерактивных шаблонов и до 21 шаблона для печати — их количество зависит от выбранного тарифного плана. Чтобы сделать свою игру, требуется выбрать формат, заполнить шаблон учебным контентом и добавить в онлайн занятие. Или распечатать материалы, если занятие проходит офлайн. Удобно, что после формирования задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента.

Активизация онлайн-обучения: использование цифровых викторин, разминок и ледоколов

Рисунок 4. Пример шаблонов для викторин и разминок на платформе Wordwall

Адаптация аудиторных энерджайзеров к онлайн формату

Кроме использования цифровых платформ для организации разминок, можно также прибегнуть к адаптации некоторых аудиторных энерджайзеров к онлайн формату. Разминки, которые легко адаптируются к цифровому формату, обычно имеют следующие характеристики:

  • Интерактивность: позволяют активное участие всех учащихся, независимо от их местоположения.
  • Гибкость: могут быть адаптированы для различных уровней сложности и различных тем, что делает их универсальными.
  • Самостоятельность: не требуют физического взаимодействия между учащимися, что делает их идеальными для дистанционного обучения.
  • Технологичность: могут быть легко интегрированы в цифровые обучающие платформы и приложения.

Ниже рассмотрим пример двух адаптированных разминок.

«Вид из окна»

Заранее создайте место, где участники будут выкладывать свои фотографии — мгновенный снимок, вид из своего окна. Это может быть одна из цифровых досок (например, Padlet, LucidSpark, Mural).

  1. Сформулируйте задачу. «Вам нужно будет зайти по ссылке …, создать свою карточку (пост) и с помощью значка «фотоаппарат» сфотографировать свой вид из окна. Подписать и опубликовать его».
  2. Вышлите группе в чат ссылку и предложите выполнить задание.
  3. Предложите участникам посмотреть все опубликованные снимки и проголосовать за те, которые понравились больше всего, с помощью встроенных в цифровые доски инструментов для оценки или голосования.
  4. Подведите итоги голосования. Поаплодируйте друг другу (если работаете на Mural или FigJam, для этого есть встроенные красочные инструменты).

«Что вам больше всего нравится?»

Вместо того, чтобы сразу переходить к работе над темой в Zoom, вы можете начать с проведения опросов на темы, не связанные с работой, до начала виртуальной встречи:

  • Если бы деньги не были проблемой, какая работа была бы лучшей?
  • Какой завтрак следует назвать лучшим завтраком в мире?
  • Что вы хотите сделать после того, как это занятие закончится?

Используйте приложение «Pickerwheel» или ClassroomScreen для случайного выбора имени участника, который будет отвечать.

В заключение, стоит подчеркнуть, что в эпоху цифровизации образования, использование ледоколов, энерджайзеров и викторин приобретает особую значимость. Они способствуют установлению связей между студентами, помогают преодолеть усталость от работы в Интернете и развивают ключевые навыки, создают позитивную и вовлекающую обучающую среду, что способствует повышению мотивации и улучшению общих результатов обучения. Они обеспечивают дополнительные преимущества, такие как улучшение навыков критического мышления, усиление командного духа и улучшение навыков решения проблем.

Важно отметить, что успешная адаптация привычных аудиторных разминок к цифровому формату также возможна, но требует тщательного планирования и гибкости со стороны преподавателей. Они должны учитывать различные стили обучения студентов, технические ограничения и потребности в обратной связи. Несмотря на эти вызовы, правильно подобранные и проведенные цифровые ледоколы, энерджайзеры и викторины могут значительно обогатить опыт онлайн обучения.