Перейти к содержимому
Home » 10 тенденций развития искусственного интеллекта в образовательных технологиях в 2025 году

10 тенденций развития искусственного интеллекта в образовательных технологиях в 2025 году

Алёна Луговцова  — психолог со специализацией в позитивной психологии, член Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), тренер, международный эксперт в образовании взрослых и развития цифровых компетенций.

С каждым годом искусственный интеллект (ИИ) все больше проникает в образовательные технологии, предоставляя новые возможности для преподавателей и студентов. В 2025 году мы увидим, как ИИ и виртуальная реальность станут неотъемлемой частью образовательного процесса, а его использование будет критически важным для повышения эффективности преподавания. В этой статье рассматриваются ключевые тенденции, которые будут определять будущее образования.

Исследование, проведенное Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ и холдингом Ultimate Education, выявило ключевые тренды, которые могут оказать влияние на образовательный процесс.

Два самых значимых тренда касаются технологий на базе ИИ:

  1. Использование ИИ в мультимодальной педагогике. Это направление стало лидером среди трендов, получив поддержку 55% инноваторов и 30% студентов. ИИ будет активно применяться для создания более эффективных образовательных практик, позволяя преподавателям сосредоточиться на креативных задачах и оптимизируя подготовку к занятиям.
  2. Иммерсивный подход к обучению. Этот тренд поддержали 51% инноваторов и 34% студентов. Иммерсивные технологии, включая геймификацию и виртуальные пространства, помогут сделать обучение более увлекательным и интерактивным. Однако эффективность таких методов еще требует дальнейшего изучения.


Журнал Edtechmagazine опубликовал своё видение трендов, связанных с ИИ в образовательной сфере в 2025 году:

  1. Политика использования ИИ в образовании. Сложность и быстрота изменений в области ИИ ставят перед образовательными учреждениями задачу разработки эффективной политики использования этой технологии. Вместо жестких правил многие учреждения образования будут применять гибкие подходы, создавая защитные механизмы, которые помогут направить использование ИИ в безопасное русло. Как отмечает Мигель Гулин, директор по профессиональному развитию в TCEA, «многие школы понимают, что ИИ — явление, распространяющееся по всему обществу». Это требует от преподавателей не только понимания технологий, но и способности адаптироваться к новым условиям.
  2. Персонализация обучения. Индивидуальные подходы к обучению станут стандартом благодаря ИИ. Преподаватели смогут использовать специализированные инструменты, такие как чат-боты, чтобы создать персонализированный образовательный опыт для своих учащихся. «Преподаватели должны помнить о происхождении и интересах своих учеников», — говорит Цех-Сиен Келли Вон из Университета Нотр-Дам-де-Намюр. Это позволит более эффективно использовать ИИ для удовлетворения потребностей каждого студента.
  3. Безопасность учащихся. ИИ также будет активно использоваться для обеспечения физической безопасности учащихся. Технологии, такие как цифровые камеры и системы контроля доступа, помогут школам лучше управлять безопасностью. Например, школьный округ Каньонс в Сэнди использует ИИ для мониторинга поведения водителей школьных автобусов1. Это не только повышает уровень безопасности, но и способствует сокращению расходов на инциденты.
  4. Кибербезопасность. С увеличением использования ИИ возрастает и угроза киберпреступности. Как отметил Маркос Кристодонте II из CDW, «ИИ снижает барьер входа для многих киберпреступников». Поэтому школы должны внедрять решения на базе ИИ для защиты от таких угроз. Это включает автоматизированное обнаружение угроз и мониторинг сетевой безопасности.
  5. Облачные технологии и анализ данных. Внедрение генеративного ИИ в облачные базы данных откроет новые горизонты для администраторов образовательных учреждений. Это позволит более эффективно обрабатывать данные учащихся и улучшать образовательные практики. Использование ИИ для анализа данных поможет администраторам принимать более обоснованные решения и оптимизировать процессы.

Дополнительные тренды

  1. Внедрение умных учебников. Интерактивные учебные материалы помогут сделать обучение более доступным и эффективным. А создавать такие материалы сможет при помощи ИИ каждый преподаватель.

Примеры:

· Учебники с встроенными тестами, которые адаптируются к успехам слушателя и предлагают дополнительные задания.

· Электронные книги с функцией «умных» заметок, которые помогают фиксировать ключевые моменты и автоматически создают конспекты.

· Видеоуроки с мгновенной обратной связью и рекомендациями по дополнительным материалам.

2. Гибридные модели обучения. Сочетание онлайн и офлайн форматов стало нормой, особенно для взрослой аудитории. Продолжится поиск новых подходов к тому, какой баланс наиболее подходит для достижения конкретных образовательных результатов.

Примеры:

· Модульное обучение, где часть курсов студенты могут проходить самостоятельно, а часть — с преподавателем.

· Использование виртуальных лабораторий для практических занятий, доступных через онлайн-платформы.

3. Обучение через диалог с ИИ

Интерактивное взаимодействие с ИИ станет новым стандартом образовательных программ. В отличие от первого пункта, в данном случае ИИ становится «ассистентом преподавателя».

Примеры:

· Студенты смогут обсуждать учебные темы с ИИ, который будет подстраивать уровень сложности ответов под их знания.

· Курсы для программистов будут включать разработку и обучение диалоговых моделей, таких как чат-боты.

· ИИ начнёт играть роль виртуального наставника, проводя «разговорные» тесты и помогая отработать знания

Заключение

В 2025 году преподаватели, которые не освоят цифровые инструменты и не интегрируют ИИ в свою практику, рискуют потерять свою эффективность. Искусственный интеллект предоставляет уникальные возможности для создания более персонализированного и безопасного образовательного процесса. Чтобы оставаться конкурентоспособными и актуальными в быстро меняющемся мире образования, адукаторы должны активно обучаться новым технологиям и адаптироваться к изменениям.

Использованные источники:

1.       Королева, Д. (2025). Названы ключевые тренды в образовании — 2025. Высшая школа экономики. Доступно по ссылке: https://www.hse.ru/news/expertise/990888456.html

2.       EdTech Magazine. (2025). AI Trends in Ed Tech to Watch for 2025. Доступно по ссылке: https://edtechmagazine.com/k12/article/2025/01/ai-trends-ed-tech-watch-2025

3.       ТГУ. (2025). Образовательные тренды в 2025 году. Доступно по ссылке: https://www.tgu-trud.ru/educational-trends-2025